За последний год в карьере баскетболистки Виктории Завьяловой произошли кардинальные перемены. В конце июля 2017-го два ее точных штрафных в финальном матче с американками позволили российской команде выиграть чемпионат мира среди девушек до 19 лет в итальянском Удине. А уже в ноябре уроженка маленького города Снежинск в Челябинской область дебютировала в составе национальной сборной.
Нынешний сезон Виктория Завьялова начала в составе самой титулованной женской баскетбольной команды России — УГМК. После того как клуб подписал контракт с американкой Джамиррой Фолкнер, она отправилась в аренду в «Казаночку». В столице Татарстана 19-летняя спортсменка рассчитывает получить постоянную игровую практику, которая позволит ей закрепиться в сборной России и помочь национальной команде отобраться на Евробаскет-2019.
— Досадно было покидать УГМК перед розыгрышем главных призов сезона?
— Это было обоюдное решение. Из-за высокой конкуренции я получала мало игрового времени в УГМК. Поэтому, когда появилась возможность уехать в аренду в другой клуб премьер-лиги и иметь постоянную игровую практику, сразу согласилась. Мы планировали, что я уеду в Казань после Нового года, но получилось только сейчас.
— Значит, ваш уход из екатеринбургского клуба не связан с подписанием контракта с Джамиррой Фолкнер?
— Не вижу прямой связи. Мы давно планировали мою аренду с руководством клуба, поэтому приобретение нового игрока на мою позицию не стало для меня откровением. Единственное, чему я удивилась, — она приехала в клуб, уже имея российский паспорт.
— На Джамирру Фолкнер очень рассчитывают в сборной. Не боитесь потерять место в составе после натурализации американки?
— Для меня это хорошая мотивация. Буду доказывать, что это — мое место в сборной, и я его никому не отдам. Для этого мне надо постоянно совершенствоваться и играть важную роль в своем клубе.
— Это реально сделать в составе «Казаночки»?
— Тренер Дмитрий Донсков доверяет мне, дает возможность проявить себя. Постараюсь оправдать его ожидания и показать свои лучшие качества на уровне премьер-лиги. Очень надеюсь, что окажусь полезной «Казаночке» и помогу команде в плей-офф турнира.
— В ноябре вы дебютировали в составе национальной команды. В чем отличия первой сборной от команды U-19?
— В сборной гораздо выше скорости и меньше времени на принятие решений. Здесь более интенсивные тренировки и очень высокая степень ответственности.
— Быстро сработались с немецким специалистом Олафом Ланге?
— Мне нравится тренироваться под руководством Олафа. Мы знакомы еще со времен совместной работы в УГМК, поэтому понимаем друг друга с полуслова. Он очень сильный тренер, который заряжает игроков своей уверенностью. Олаф — отличный мотиватор и тонкий психолог.
— Насколько важна для сборной работа его помощницы Анны Петраковой?
— Анна играет большую роль в нашей команде. Как тренер она помогает в разборе комбинаций и практически синхронно переводит Олафа Ланге. Без нее нам было бы гораздо сложнее уловить все мысли главного тренера.
— Летом 2017-го вы говорили, что у вас есть проблемы с английским...
— Да, это так. Мой английский еще хромает. Я всё понимаю, но пока мне сложно говорить самой. Надеюсь, этот комплекс скоро пройдет.
— Есть время на изучение языка?
— В УГМК его практически не было, так как я разрывалась между двумя командами. В Казани свободного времени больше, поэтому я очень хочу начать заниматься английским с репетитором и, возможно, пойти учиться на права.
— В УГМК вы играли вместе с одной из самых титулованных баскетболисток мира Майей Мур. Какова она в общении?
— Майя — очень добрый человек. Она простая в общении, никакой звездной болезни у нее точно нет. Пока я была в команде, американка прекрасно общалась как с иностранными, так и с русскими игроками.
— Кто ваш любимый разыгрывающий в женском баскетболе?
— Мне очень нравится Ника Барич (разыгрывающая сборной Словении и УГМК. — «Известия»). У нее есть чему поучиться. У Ники практически нет слабых мест, но она продолжает очень много тренироваться. Рада, что мне удалось поиграть с ней в одной команде.
— А в мужском баскетболе?
— Мне очень нравится Серхио Родригес. Стараюсь равняться на испанского разыгрывающего ЦСКА. Когда смотрю матчи армейцев в Евролиге, стараюсь внимательно наблюдать за его действиями. В НБА я симпатизирую Стефену Карри. Очень сложно понять, как он добивается такого процента дальних попаданий.
— Как из маленького закрытого городка Снежинска вы попали в большой баскетбол?
— Не только я. Таня Петрушина (защитник УГМК и сборной России) тоже из этого города. Мой первый тренер Валерий Леонидович Кожевников общался с тренером детской школы УГМК Татьяной Юрьевной Казаковой. И в один прекрасный день она сказала ему: «Давай попробуем Вику у меня в команде». Я съездила на один матч, на второй, на третий… Потом Татьяна Юрьевна сказала: «А давай я вообще ее заберу». Так после шестого класса я переехала из Снежинска в Верхнюю Пышму, за 100 км. Училась, тренировалась — ступенька за ступенькой, через ДЮБЛ, через молодежку добралась до первой сборной.
— Часто вспоминаете победу на чемпионате мира?
— Не могу сказать, что часто. После победы было много эмоций — ведь мы прервали гегемонию американок, которые выиграли шесть последних первенств мира в этом возрасте. Но потом начался клубный сезон, и мне поступил вызов в национальную сборную. Я понимаю, что победа на U-19 — это яркое событие, но надо двигаться дальше.
— За счет чего вам удалось тогда победить команду США?
— В первую очередь — за счет самоотдачи. Мы ехали на чемпионат мира с целью обыграть США. Неважно, на какой стадии, — в 1/4, 1/2 или в финале. Мы знали, что у нас сильная сборная, что мы готовы. И ехали только за первым местом.
— Не было мысли выставить свою кандидатуру на драфт женского NBA?
— Безусловно, у меня есть желание поиграть в WNBA, но пока мне рано выставлять свою кандидатуру на драфт. Лично по моим ощущениям. Если ехать туда — надо быть готовой разрывать всех на паркете. Пока я не так уверена в своих силах.
Подписывайтесь на наш канал «Известия СПОРТ» в Twitter