Трагедия в кемеровской «Зимней вишне» стала самой масштабной по количеству жертв в череде похожих случаев — до этого были пожары в казанском ТЦ «Адмирал» (2015), подмосковном строительном маркете «Синдика» (2017) и еще несколько серьезных ЧП. У этих бед одна мать — патологическая жадность хозяев торговых точек. В погоне за лишней копейкой они экономят на безопасности тех, кто их кормит, — посетителей. Между тем правила и техника, которые в 99% случаев спасут всех гостей торговой точки, давно разработаны. О том, как должен быть оборудован по-настоящему безопасный торгово-развлекательный центр и кто заставит прижимистых бизнесменов заботиться о нашей жизни, — в материале портала iz.ru.
Торговая ловушка
Большинство торговых центров строятся по единому принципу: расположение магазинов, точек общепита и развлекательных центров, даже музыка и освещение — всё рассчитано до мелочей. Задача маркетологов — в том, чтобы человек провел в стенах ТЦ как можно больше времени. Ориентироваться в торговых центрах подчас непросто — в этом и состоит задумка: чем дольше посетители блуждают в поисках того, что им было изначально нужно, тем выше шанс, что они потратят больше денег на импульсивные покупки.
Например, кинотеатры почти всегда располагаются на верхних этажах, чтобы посетители по дороге в кино заглянули в магазины. Под развлекательную зону в крупных центрах отводится целый этаж, как правило, последний. Нужно это для того, чтобы усилить привлекательность второго и последующих этажей, где находятся торговые точки. Эскалаторы располагаются как можно дальше друг от друга, чтобы максимально удлинить путь до следующего этажа. В итоге путь от первого этажа до последнего скорее напоминает круговой лабиринт, а у посетителей нет возможности попасть от входа до кинотеатра напрямую.
Торговые лабиринты придуманы создателем первого молла Виктором Грюном еще в 1950-х годах. Но с тех пор этот психологический прием не потерял своей эффективности. У человека, слегка дезориентированного в пространстве, снижается скорость передвижения, а заодно срабатывает бессознательная реакция — он забывает, ради чего пришел в торговый центр. Недорогие точки общепита в торговых центрах строятся таким образом, чтобы столы располагались как можно ближе друг к другу. Делается это не из-за экономии пространства, а чтобы посетители не засиживались и, закончив с обедом, возвращались к покупкам.
Место для строительства торгового центра выбирается так, чтобы он находился в наиболее оживленной части города. При этом зачастую забитая парковка создает трудности для проезда спецтехники в случае ЧП. И это не единственный инструмент ученых от торговли, который противоречит правилам безопасности.
Как должно быть и как есть
Система пожарной безопасности крупного объекта включает в себя несколько составляющих: систему автоматизированной пожарной сигнализации (САПС), систему пожаротушения, систему удаления дыма и систему управления автоматическими системами, которая отвечает за отключение лифтов с раскрытием дверей. Каждая из них самодостаточна, но они должны работать по заранее заданному алгоритму, поясняет руководитель проектов систем безопасности Сергей Победоносцев.
«Основной является САПС, которая включает в себя дымовые, тепловые или комбинированные датчики. Они реагируют на резкое повышение температуры и задымление. Устройство подает сигнал о том, что произошла нештатная ситуация, на контрольную панель, которая по заранее заданному алгоритму включает систему оповещения», — рассказывает Победоносцев.
После того как заработала сигнализация, в здании отключается система подачи воздуха и начинает работать система дымоудаления: воздухозаборные зонты откачивают дым и выводят его из здания. По закону все эти технические устройства должны быть вмонтированы в каждом без исключения торговом и бизнес-центре, любом месте, где число посетителей превышает 50 человек. Кроме того, согласно нормам, помещения торгово-развлекательных центров должны обрабатываться химическими составами, которые предотвращают горение, а залы и сцены изготовлены из трудновоспламеняющихся материалов.
Но на пожарной безопасности собственники пытаются сэкономить и отказываются от дополнительных затрат еще на этапе проектирования.
«Устанавливают только необходимый минимум для прохождения главгосэкспертизы, а потом дают совершенно другую противопожарную нагрузку. Хотя по всем нормам собственник помещения обязан уведомить все структуры об изменении планировки. Очень часто здания строятся под одну планировку, а потом образуются лабиринты из магазинчиков и ларьков. От первоначального плана эвакуации остается только бумага, которая никого ни к чему не обязывает. Если под перепланировку проводить новый план эвакуации — это дополнительные расходы», — добавляет специалист.
То есть на бумаге число посетителей торгового центра закладывается в очень приблизительных числах. Реальные могут быть в десятки раз выше. Но противопожарная нагрузка и проходимость объекта строятся именно на приблизительных расчетах.
Еще одна статья экономии — на этапе обслуживания систем безопасности. В идеале каждый торговый центр должен проходить техобслуживание по трем регламентам: ежемесячно, ежеквартально и дважды в год проводить противопожарные учения. Но инвесторы и застройщики не заинтересованы в том, чтобы терять прибыль из-за перерывов.
«Нужно как минимум день потратить на эти мероприятия, а сутки простоя — это финансовые потери. Проводится это всё на бумаге, а затем показывается контролирующим органам. А то, что этого не было, — второстепенно», — рассказывает Победоносцев.
Единственное, на что не скупятся воротилы — это на страховку от пожара.
Знали о проблеме и скрывали?
Не стоит исключать и человеческий фактор: охранники, которые работают в ТЦ, не обучены поведению в чрезвычайных ситуациях. Они выполняют функции сторожа и зачастую работают без лицензий. В первую очередь они будут спасать собственные жизни, а не тех, кто находится в опасности.
Так, по предварительным данным следствия, сотрудник ЧОПа в кемеровском ТРК собственноручно отключил систему оповещения, сработавшую автоматически.
В этой связи любопытен тот факт, что в середине февраля автоматика уже срабатывала в злополучной «Зимней вишне». Сообщение об эвакуации людей из торгового центра опубликовало региональное издание sibdepo.ru 14 февраля текущего года. В этот день посетители и сотрудники были эвакуированы (онлайн-журнал приводит фото эвакуации) после срабатывания пожарной сигнализации.
«После этого охрана всех попросила покинуть ТРК. В итоге эвакуировались не только продавцы, но и посетители», — рассказывает собеседник издания.
Журналисты связались с ГУ МЧС по Кемеровской области, где им сообщили, что никаких сигналов о пожаре в «Зимней вишне» не поступало. Далее издание приводит слова сотрудника ТЦ, который объяснил эвакуацию тренировкой. В свете трагедии напрашиваются выводы о том, что персонал мог тогда лукавить и речь шла вовсе не о тренировке. Дело в том, что при учениях всегда присутствуют сотрудники МЧС, а на месте тренировки находится их техника.
Если версия следователей о коротком замыкании в сети подтвердится, то можно предположить, что проблема с проводкой была и раньше. Просто о предыдущих фактах могли умолчать, чтобы избежать проверок и простоя.
Оборотная сторона оптимизации
Еще несколько лет назад контроль за противопожарным состоянием был более пристальным. Но такое внимание к бизнесу со стороны контролирующих структур было расценено как коррупционный фактор. К тому же начались мероприятия по оптимизации сотрудников госпожнадзора.
Если раньше инспектор имел право прийти с проверкой в любое время и при наличии нарушений закрыть объект на срок до 90 дней, то теперь под личиной «давления на малый бизнес» их полномочия значительно сократили.
«В результате у нас почти не осталось сотрудников, которые бы следили за противопожарным состоянием объектов. Зачем держать противопожарного инспектора, если можно сократить штатную единицу и сэкономить 50 тыс. рублей в месяц? Когда к власти приходят «эффективные» менеджеры, которым главное — сэкономить лишний рубль, они даже не задумываются, что своими действиями ставят под угрозу не только чужое имущество, но и жизни других людей. Ими движет только сиюминутная выгода», — отмечает Победоносцев.