К усыновлению необходимо готовить не только самих приемных родителей, но и остальных членов их семьи, считают в правительственной комиссии по делам несовершеннолетних. Вице-премьер Ольга Голодец дала Минобрнауки поручение проработать соответствующие предложения для профилактики жестокого обращения с детьми. Это может быть упрощенный аналог школы приемных родителей, полагают специалисты. Нередки ситуации, когда ребенок при попадании в семью сталкивается с неготовностью к взаимодействию с ним, например, бабушек и дедушек, отмечают эксперты.
В приемных семьях могут начать обучать обращению с ребенком не только родителей, но и остальных членов семьи. Соответствующее поручение по результатам обсуждения этого вопроса на правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и их прав дала Минобрнауки вице-премьер Ольга Голодец. Об этом говорится в протоколе заседания комиссии, с которым ознакомились «Известия».
Согласно поручению министерство должно подготовить и представить в правительство предложения по совершенствованию «подготовки усыновителей и лиц, проживающих с ними».
Сейчас в большинстве регионов пары, желающие усыновить или взять под опеку ребенка из детдома, перед этим заканчивают школу приемных родителей. Согласно приказу Минобрнауки «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения», «граждане проходят подготовку в органах опеки и попечительства или организациях». Региональные власти «самостоятельно определяют содержание разделов и трудоемкость программы, требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно ее освоивших, форму проведения подготовки», указано в приказе. Как правило, пары направляют в школы приемных родителей, в которых есть очное и вечернее обучение. Курс длится несколько недель.
Было бы логично, чтобы школы посещали родственники будущих приемных родителей, пояснил принимавший участие в заседании комиссии директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков.
— Чтобы они могли себя правильно вести с новым членом семьи, не применяли насилие. Методика обучения должна быть похожа. Разница лишь в объеме информации. Но каждому необходимо понимание, как взаимодействовать с ребенком в разных ситуациях, — сказал он.
При этом школам придется расширить штат специалистов, отметил Олег Зыков.
Особое внимание необходимо уделить вопросу подготовки родственников приемных родителей в том случае, если у ребенка есть какие-либо заболевания или особенности развития, считает член Общественной палаты Юлия Зимова.
— Когда в семье появляется ребенок, возникает много вопросов. Бывает так, что даже бабушки оказываются не готовы и отказываются взаимодействовать с самого начала. Главный акцент нужно сделать на подготовке тех типов семей, которых по статистике отказов от приемных детей больше всего. Но базовую подготовку необходимо проходить всем семьям без исключения, — отметила Юлия Зимова.
Ранее «Известия» сообщали, что число детей-сирот в России сократилось втрое за последние 10 лет. Эксперты отмечают, что в основном в детдомах остаются инвалиды и сложные подростки, но в последние три года и их стали чаще брать в семьи.