У дисбатов сменится охрана

«Дизели» поручат военным полицейским
Александр Круглов, Богдан Степовой, Евгений Андреев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

В нынешнем году дисциплинарные батальоны (на армейском сленге — «дизели») будут переданы в подчинение военной полиции. Это решение уже утверждено постановлением правительства РФ. Сейчас в Минобороны улаживают последние формальности по передаче полномочий. До недавнего времени организация службы в «дизелях» возлагалась на командующих военными округами. По мнению экспертов, переподчинение дисбатов соответствует общей тенденции передачи всех правоохранительных функций Минобороны «красным беретам» (прозвище военных полицейских, по цвету их форменного головного убора).

Как рассказали «Известиям» в Минобороны, передача дисциплинарных батальонов в подчинение начальника военной полиции находится на заключительном этапе. Согласуются и утверждаются внутриведомственные приказы, директивы и инструкции, разрабатывается организационно-штатная структура.

Дисциплинарный батальон является воинской частью. Туда для дальнейшего прохождения службы направляют рядовых и сержантов, осужденных по уголовным статьям. Личный состав делится на два типа. В постоянном служат офицеры, солдаты роты охраны, в переменном — осужденные военнослужащие.

Примерно 40% переменного состава осуждены за самоволки, примерно столько же — за дедовщину, остальные — за общеуголовные преступления. Максимальный срок нахождения в дисциплинарном батальоне — два года. После отбывания наказания военнослужащий не считается судимым. Осужденные привлекаются к хозяйственным работам. Кроме этого, с ними ежедневно, согласно общевоинским уставам, проводятся занятия — в том числе строевая подготовка, изучение уставов и огневая подготовка с макетами оружия. Количество осужденных, проходящих службу в каждом «дизеле», не может превышать 500 человек.

Согласно новым документам, начальник военной полиции получит полномочия принимать решения о создании или ликвидации дисциплинарных воинских частей. Конвоировать в дисбаты осужденных будут военные полицейские. «Красным беретам» предстоит организовать охрану территории, вооруженное сопровождение осужденных к местам хозяйственных работ вне территории батальона. Военные полицейские получили право добиваться выполнения служебного регламента — в соответствии с уставом внутренней службы.

Член российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев, рассказал «Известиям», что для осужденных солдат мало что изменится.

— Порядок и режим содержания солдат в дисбате устанавливает Уголовно-исполнительный кодекс РФ, поправки в него в последнее время не вносили, — отметил эксперт.

Руководитель рабочей группы Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека по вопросам защиты прав военнослужащих Сергей Кривенко рассказал «Известиям», что военная полиция изначально создавалась, чтобы избавить округа от несвойственных функций.

— Совершенно логично, что «дизели» переданы в подчинение военной полиции. Деятельность дисбатов точно не относится к боевому обеспечению войск. Это самый суровый инструмент системы наказаний в армии, — пояснил Сергей Кривенко. — Правозащитники очень заинтересованы, чтобы за правопорядком, в том числе в таком месте, следила независимая структура. Разделение полномочий — это в любом случае дополнительный уровень контроля.

В Советской армии был 21 дисциплинарный батальон, в них единовременно содержалось до 17 тыс. человек. Сейчас действуют только два «дизеля» — в Западном и в Восточном военных округах.