Бракованный закон

Девочек в Ираке могут начать выдавать замуж с девяти лет
Артем Кобзев, Алексей Куприянов
Фото: Getty Images/David Turnley/Corbis/VCG

Можно ли жениться на девятилетних девочках? Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Ребенок в этом возрасте ни физически, ни психологически к браку не готов. Однако на Ближнем Востоке на эту проблему смотрят иначе. Традиция ранних браков существует во многих странах региона. Правда, хотя власти зачастую и закрывают глаза на такие союзы, формально они запрещены. Так обстоят дела и в Ираке. Но ситуация может измениться — уже второй раз в стране пытаются принять закон, легализующий браки с малолетними девочками. Почему вообще эта инициатива оказалась в иракском парламенте — разбирался iz.ru.

Автор цитаты

«Это убийство детства. Ей всего девять. Это значит, что [если ее сейчас выдать замуж] у нее не будет детства и не будет шанса на нормальную юность, потому что этот закон навяжет ей жизнь, о которой она ничего не знает».

Таковы слова одной из женщин, вышедших на акцию протеста против принятия так называемого закона Джафари. Ее возмущение легко понять: вынесенная на рассмотрение Совета представителей Ирака правовая норма позволяет местным духовным лидерам самим определять приемлемый брачный возраст. На практике это означает, что браки с девочками, начиная с девятилетнего возраста, будут легальны.

Акция протеста против принятия «закона Джафари»
Фото: Global Look Press/Wiktor Dabkowski

Инициатором внесения поправок в действующее законодательство выступила группа из 40 парламентариев (для утверждения необходимы голоса 165 депутатов — половины членов 328-местного Совета представителей). Само его название — «закон Джафари» — отсылает к имени джафаритского мазхаба (правовой школы). Шиитские правоведы утверждают, что девятилетний возраст для брака вполне подходит, поскольку именно столько лет было одной из жен пророка — Аише, когда она была выдана за него замуж. Более того, просватали Аишу за Мухаммеда, когда ей и вовсе было шесть. Апологеты законопроекта ссылаются на конституционную норму, позволяющую каждому гражданину следовать предписаниям и обычаям своей религии. С их точки зрения, брак пророка — это прецедент, узаконивающий ранние браки.

Кроме того, они утверждают, что раз взрослые мужчины всё равно женятся на девочках, надо взять этот процесс в какие-то рамки. И вообще девочкам же будет лучше, если после того, как родители выдадут их замуж, они будут считаться официальными супругами с точки зрения не только местных традиций, но и государственного закона. Это, дескать, станет гарантией соблюдения их прав.

Первая попытка провести «закон Джафари» была предпринята еще в 2014-м. Принять законопроект (к слову, тогда его редакция была еще жестче и, например, легализовывала изнасилования в браке) обещал премьер Нури аль-Малики, пытавшийся переизбраться на второй срок. На поднявшуюся не только в Ираке, но и за рубежом волну критики он отвечал, что в мире есть вещи и похуже — такие как заключаемые на Западе гей-браки.

Премьер Ирака Нури аль-Малики
Фото: Global Look Press/Xinhua

Впрочем, выборы аль-Малики проиграл и о скандальном законе забыли. Но, как оказалось, лишь на пару лет.

Шаг назад

Действующий сегодня в Ираке закон, регулирующий брачные отношения, был принят в 1959 году. Для своего времени и региона закон был очень прогрессивным (среди прочего он ограничивал практику многоженства). Согласно этому закону, молодые люди могут вступать в брачный союз в возрасте 18 лет, а в исключительных случаях — с 15.

Группа арабских женщин готовится к свадьбе в Багдаде
Фото: Getty Images/Lanyon/Hulton Archive

Попытки изменить действующее законодательство многие в самом Ираке расценили как регресс. Кроме того, «закон Джафари» противоречит ряду международных обязательств, взятых на себя Багдадом. В частности, он нарушает ооновские Конвенцию о правах ребенка и Конвенцию о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков.

Неудивительно, что иракские активисты, выступающие против «закона Джафари», составили петицию, в которой сказано буквально следующее:

Автор цитаты

«Эта инициатива позволит религиозным фундаменталистам добиваться заключения незаконных браков, а девочек, не достигших 18-летнего возраста, принуждать жить с навязанным им мужем и его родственниками. Это откат и обесценивание всех достижений, которых иракские женщины добились за последние полвека».

Противники «закона Джафари» справедливо указывают, что он низводит ребенка фактически до уровня товара, так как родители зачастую готовы расстаться с чадом ради хорошего калыма. Кроме того, сама практика раннего замужества (широко распространенная в прошлом не только на Ближнем Востоке, но и в Европе) не подразумевала немедленного начала половой жизни. На деле девочка, выданная замуж, переходила в дом супруга, который брал на себя ее обеспечение, а сексуальная жизнь у них начиналась лишь после достижения ею половой зрелости. Сегодня это не так и несовершеннолетняя жена оказывается на супружеском ложе сразу после заключения союза, получая серьезные физические и психологические травмы.

Автор цитаты

«Если у меня находили куклу, меня наказывали, — вспоминает одна из противниц закона, ее выдали замуж, когда ей было всего 12. — Она была единственной, кто слушал меня в этом доме. Мои слова больше никому вокруг не были интересны. Когда ко мне приходил муж, я могла только плакать. Это было насилие — я еще даже не достигла половой зрелости».

Правозащитники также указывают на то, что брак для иракской девочки гарантированно означает: образования она не получит. Для мужей важнее, чтобы их жены занимались хозяйством, а не зубрили уроки. В то же время статистика утверждает, что женщины, выданные замуж несовершеннолетними, чаще становятся жертвами домашнего насилия.

Хорошее дело браком не назовут

Одиозный закон вызвал не только протесты в стране, но крайне резкую реакцию за рубежом. Статьи и новостные сюжеты о «законе Джафари» появились практически во всех ведущих западных СМИ. В самом Ираке отличились курды. Парламент Иракского Курдистана заявил, что даже если закон принят, на территории автономии он действовать не будет. А премьер Барзани заявил, что в то время, как в Багдаде собираются легализовать браки с девятилетними, его народ всячески поддерживает движение за гендерное равноправие и выступает против семейного насилия.

Не остались в стороне и США. Пресс-секретарь Госдепартамента Хизер Науэрт прямо заявила:

Автор цитаты

«Мы категорически против самой идеи того, чтобы дети сочетались браком со взрослыми. Не так давно мы выступали с осуждением практики ИГ вести девочек под венец. И мы не меняем своей позиции».

В итоге законопроект был снят с голосования. Комитет по делам женщин отправил его на доработку, сославшись на то, что инициатива противоречит уже существующим нормам. Но, как признались сами иракские парламентарии, по сути, сделали они это под давлением массовых протестов — большинство жителей Ирака, похоже, не в восторге от инициатив своих избранников.

Фото: Global Look Press

Древний красивый обычай

Между тем ранние браки — проблема не одного только Ирака и связана она не с особенностями шиитской трактовки ислама. У тех же курдов, исповедующих либо езидизм, либо суннизм, хотя и не бывает браков с девятилетними, но женитьба на девушке, не достигшей 18 лет, — не редкость. Процент таких браков, по данным ООН, в Курдистане лишь немногим ниже, чем в других провинциях Ирака, — 20,53% против 23,02%. Зачастую свадьба играется, когда молодая еще не достигла совершеннолетия, а юридически брак оформляется годы спустя.

Ранние браки распространены не только на Ближнем Востоке. В культурно и географически связанной с ним Южной Азии проблема стоит еще острее. Там 17% девочек выходят замуж до достижения 15 лет, а к 18 годам, когда они формально достигают совершеннолетия, в браке состоят уже 45% — почти половина. Лидерство в этом печальном списке сохраняет Бангладеш с 52%, за ним идут Индия (47%) и Непал (37%). В охваченном войной Афганистане, для сравнения, замуж до 18 выдается лишь треть девочек. Причем всё это, несмотря на тот факт, что везде, за исключением Афганистана и Пакистана, ранние браки запрещены.

Помимо уже упомянутых бедности и религиозных мотивов, в Южной Азии важную роль играет также вопрос приданого. Среди индуистов, к примеру, мусульманский обычай платить большой калым за невесту не прижился: это ее родители должны дать крупное приданое за девушкой на выданье. Согласно традиции, чем младше невеста, тем меньше приданое.