Инфляция перестала «съедать» увеличение доходов, что сделало возможным рост реальных зарплат в сентябре. Этот показатель вырос за девять месяцев на 2,5% за счет замедления инфляции более чем вдвое (с 4,1 до 1,7%), следует из данных Росстата. В итоге к концу года зарплатам наконец удалось выйти на устойчивую траекторию роста, чего не наблюдалось в последние годы. По оценкам Центробанка, в оставшиеся два месяца ситуация улучшится еще больше благодаря майским указам президента.
Рост реальных заработных плат за девять месяцев составил 2,5% по сравнению с ростом всего на 0,4% за тот же период в прошлом году. Реальная зарплата состоит из номинальной зарплаты с поправкой на инфляцию. В прошлом году темпы последней вдвое превосходили ее сегодняшний уровень, чем и обусловлен рост реальной зарплаты.
Как отметил департамент исследований и прогнозирования ЦБ РФ в своем последнем обзоре, «ускорение роста реальных заработных плат произошло за счет замедления темпа роста цен».
В Минтруда текущий тренд на рост реальных зарплат считают позитивным.
— Следует отметить, что в настоящее время рост реальной заработной платы носит позитивный характер и обеспечивает восстановление покупательной способности заработной платы после ее резкого снижения в 2015 году (на 9%) из-за высокой инфляции, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минтруда.
В середине года рост экономической активности, обеспеченный восстановлением внутреннего спроса, способствовал улучшению финансового положения организаций реального сектора и росту заработных плат. Это также отмечает Банк России.
По оценке департамента ЦБ, в IV квартале ситуация с зарплатами продолжит улучшаться, прежде всего за счет бюджетного сектора. «В рамках исполнения майских указов начнется повышение заработных плат отдельных категорий бюджетников, что ускорит общий рост заработных плат». В последние годы рост оплаты труда в государственном секторе был значительно ниже, чем в частном. По оценкам департамента ЦБ, выполнение майских указов может добавить к общему росту зарплат в экономике до 1,5 п.п. к концу этого года.
— В ряде секторов мы получили увеличение зарплат, которое оказалось значительно выше, чем инфляция, что вытянуло средний показатель по зарплатам, — пояснил главный экономист БКС Владимир Тихомиров. — Так, были повышения зарплат, преимущественно в частном секторе. В государственном секторе практически такого не было, это, скорее всего, произойдет в начале следующего года по итогам в том числе выполнения майских указов.
В следующем году основным фактором роста номинальных зарплат будет являться бюджетный сектор благодаря указам президента и повышение довольствия военным, добавил макроаналитик Райффайзенбанк Станислав Мурашов.
Владимир Тихомиров согласен, что инфляция сыграла значительную роль в росте реальных зарплат.
— Понятно, что чем ниже инфляция, тем сильнее реагирует на это зарплата, но главное — это то, что номинальные зарплаты росли, — отметил эксперт.
Тенденция роста реальных зарплат в целом позитивна, потому что означает перелом тренда на снижение уровня жизни населения, подчеркнул Владимир Тихомиров. Вместе с тем слишком быстрый рост зарплат населения при отстающих темпах роста производительности труда ведет к дисбалансам в экономике.
— Задача с доходами населения состоит в том, чтобы они росли по мере роста экономики, по мере повышения производительности труда. С другой стороны, более высокие зарплаты и доходы населения позволяют поддерживать потребительский спрос, который, в свою очередь, является одним из серьезных драйверов экономики и поддерживает увеличение объема производства. Так что здесь вопрос именно в балансе, — указал эксперт.
По словам Станислава Мурашова, Росстат никак не учитывает теневой сектор экономики, в котором зарплаты сейчас падают.
— В крупных «белых» компаниях, например, металлургических, в нефтегазовом секторе, зарплаты растут. В военно-промышленном комплексе зарплаты растут быстрее, чем инфляция. Серые зарплаты в основном в малом и среднем бизнесе, но он составляет немалую долю рынка труда. Там люди получают порядка 50% всех доходов, а их зарплаты падают, и это отрицательно отражается на реально располагаемых доходах, — пояснил он.
Согласно уточненному прогнозу МЭР, реальная заработная плата в 2017 году вырастет на 3,2%. По оценкам экспертов, рост может быть выше — 3–3,5%. Рост зарплат для экономики в целом означает появление у населения больше возможностей, чтобы тратить. В свою очередь, это вносит позитивный вклад в потребление, кредитование и в конечном итоге — в ВВП страны. После трех последних лет, проведенных в режиме экономии, рост зарплат является серьезным аргументом в пользу возвращения к прежнему уровню потребления.