«Завуалируй это» призывает женщин не прятать лицо

Режиссер Со Абади снял комедию о противоречиях современной Франции
Анастасия Рогова
Фото: Артхаус

Французская комедия «Завуалируй это», вышедшая в российский прокат, по духу чем-то напоминает советскую «Кавказскую пленницу»: в центре сюжета борьба молодых людей с отжившими предрассудками. Снял картину режиссер Со Абади, и для него это дебют в качестве автора полнометражного фильма.

Главные герои — сын иранских эмигрантов Арман (Феликс Моати) и его любимая девушка Лейла (Камелия Джордана). Она — мусульманка, но давно уже живет во Франции и не привержена никакой религии, ее больше заботит собственное образование и борьба за права женщин. Влюбленные планируют вместе поехать в Америку, но тут из Тегерана приезжает старший брат Лейлы Махмуд.

Первым делом он заявляет сестре, что не потерпит ее отношений с «неверным», что учеба для женщины — зло. После чего Махмуд запирает Лейлу дома, отбирает у нее паспорт и велит забыть об Америке и планах на жизнь. Арман, конечно же, не может бросить девушку в беде, но не драться же с ее родственником.

Друзья подсказывают ему выход: юноша переодевается в якобы сокурсницу Лейлы «Шахерезаду» и, закутанный в паранджу, является к любимой, с порога обезоружив мрачного Махмуда чтением сур Корана. Тот, проникнувшись скромностью и набожностью «Шахерезады», решает во что бы то ни стало на ней жениться…

По форме «Завуалируй это» — блестящий ситком с истинно французским юмором (даже в самых серьезных явлениях жизни присутствуют смешные моменты), но затрагивает комедия действительно сложные вопросы. Когда Арман надевает паранджу, он сталкивается с осуждением прохожих и притеснениями полиции. И невольно начинает понимать, как чувствуют себя женщины-мусульманки в чужой стране. В то же время Лейла готовит настоящую революцию в ответ на притеснения брата, выражая тем самым мнение многих современных мусульманок, не желающих носить паранджу и быть покорными воле мужчин.

Французы умеют поговорить о важных темах на языке комедии, но можно сказать, что Абади в каком-то смысле пошел на риск: шутить на тему радикальных исламистов решится сегодня не каждый, для такого эксперимента требуется определенная дерзость и умение обойти острые углы.

Режиссеру удалось рассказать о противоречиях современного европейского общества, не провоцируя национальных обид. Победившая в итоге любовь свидетельствует: несмотря на различия в цвете кожи и религиозных убеждениях, все мы — люди и ничто человеческое нам не чуждо.