Подростков, которые совершили преступления в нетрезвом состоянии, в этом году стало меньше почти на четверть (23,5%). С января по август 2017 года было выявлено 3,5 тыс. таких несовершеннолетних. В целом уровень преступности среди молодых людей падает. За восемь месяцев правоохранительные органы обнаружили 26,7 тыс. подростков, нарушивших Уголовный кодекс. Это почти на 19% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Эксперты отмечают, что на снижение преступности среди молодежи повлияли возвращение в школы психологов и дефектологов, расширение сети кружков и секций, а также компьютерные игры и соцсети, которые держат подростков дальше от улицы.
По данным, представленным в Росстат правоохранительными органами, в январе–августе было выявлено 26,7 тыс. несовершеннолетних преступников. Это на 18,9% меньше, чем за восемь месяцев 2016 года. При этом почти на четверть (23,5%) снизилось число подростков, которые совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения, — до 3,5 тыс. человек. За весь прошлый год нетрезвых малолетних преступников стало на 10,6% меньше (с 7,5 тыс. в 2015 году до 6,7 тыс. человек в 2016 году). До этого снижение показателя тоже наблюдалось, но не такое явное: за 2015 год, например, всего 1,2%.
В последние годы у российской молодежи начала меняться система ценностей, а уличный досуг вышел из моды, полагает член общественного совета при Минобрнауки Евгений Ямбург.
— В Москве, например, уже сейчас с помощью кружков и секций удалось увести детей и подростков с улиц, — рассказал эксперт «Известиям». — Столичный департамент образования жестко требует с директоров школ, чтобы дополнительные занятия посещали не менее 80–85% учеников. Кроме того, в столице появились «Университетские субботы» — дни, когда школьники могут посещать вузовские спецкурсы и лаборатории.
В регионах тоже происходят изменения. К примеру, волгоградские вузовские профессора выезжают читать лекции школьникам в отдаленные райцентры. А в Удмуртии при сельских школах организуют биологические кружки, отметил Евгений Ямбург.
По его мнению, на снижение подростковой преступности оказало влияние и то, что в 2016 году Минобрнауки начало возвращать в российские школы психологов и дефектологов.
— Сейчас в школах много проблемных детей, которым нужно сопровождение специалистов, — отметил специалист. — Но таких кадров долго не было — лет 20 назад в школах сократили дефектологов и психологов. Недавно было принято принципиальное решение вернуть их в школы, и эта инициатива начала реализовываться. Причем ведется методичная работа — скоро состоится общероссийский съезд дефектологов.
На уровне преступности сказались и общемировые тенденции. Руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов рассказал «Известиям», что во всех развитых странах в последние годы молодые люди все чаще сидят дома — у компьютера в интернете. И Россия попала в их число. Хотя еще недавно молодежь «предпочитала уличный досуг».
— Было модно пить пиво, ходить в клубы, — рассказал «Известиям» Сергей Ениколопов. — При таком досуге шансы ввязаться в серьезную ссору были очень высоки — достаточно задеть кого-то локтем. Теперь молодые люди сидят дома и уничтожают танки в компьютерных игрушках или разглядывают фотографии в социальных сетях.
Такой образ жизни сильно влияет на снижение в первую очередь уличной подростковой преступности, считает эксперт.
Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов отметил, что в прошлом году в России были приняты поправки в Уголовный кодекс, которые смягчили наказание за побои, — теперь, если правонарушение было совершено впервые, за него положена только административная ответственность. Это отчасти могло отразиться на статистике подростковой преступности.
— Сейчас подростков ставят на учет в полиции и штрафуют родителей, — пояснил «Известиям» Кирилл Кабанов.
Как ранее сообщали в МВД, доля подростковой преступности в общей структуре снизилась с 6,8% в 2008 году до 4,5% по итогам 2016 года. По данным за восемь месяцев 2017 года этот показатель составил 3,7% от всех предварительно расследованных преступлений.