В псковских далях: завершился фестиваль Довлатова

Программу фестиваля «Заповедник», посвященного памяти писателя, составили выставки, спектакли, фильмы, поэтические вечера и хип-хоп-концерт
Евгений Авраменко
Фото: пресс-служба фестиваля «Заповедник»

В Пскове в третий раз состоялся фестиваль «Заповедник», посвященный Сергею Довлатову, — здесь своя «память места», связанная с писателем, который работал в Пушкинских Горах экскурсоводом.

В три фестивальных дня уместилось множество событий — выставки, спектакли, показ фильмов, поэтические вечера и даже хип-хоп-концерт: раскачивающаяся в ритме толпа слушала брутальные речитативы «под сенью» огромного граффити-портрета писателя, нарисованного художницей Катей Красной на основании Ольгинского моста.

— Этот фестиваль на стыке искусств мы старались сделать интересным разной возрастной аудитории, — рассказал «Известиям» Дмитрий Месхиев, его продюсер и гендиректор государственного автономного учреждения культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция». — Посвящая фестиваль Довлатову, мы изначально понимали, что невозможно ограничить ежегодный форум строго его персоной. Развивая фестиваль дальше, мы, наверное, будем думать не только об эпохе Довлатова и его современниках, но и о том, а в чем заключается довлатовское начало. На мой взгляд, это дар говорить об очень серьезных вещах смешно; о грустном — с улыбкой.

Сочетанию грусти и юмора соответствовали программа короткометражек и картина Бориса Хлебникова «Аритмия».

Но основной удар — если говорить об испытании классика современностью — взял на себя театр. Три спектакля, представив Довлатова в трех типах сценического пространства, обозначили и разные подходы к автору.

Фото: пресс-служба фестиваля «Заповедник» Спектакль «Хранитель» Талгата Баталова

«Довлатов. Way» Леонида Алимова по «Заповеднику» был сыгран на сцене Псковского академического театра имени Пушкина и лишний раз доказал, насколько сложно писатель дается «театру большой формы». Афористичный текст спрямляется и не вызывает многогранных чувств, знакомых довлатовскому читателю. И сколь ни пытались актеры уйти от серьезных интонаций, «литературно-драматический вечер» обрел пафос, над которым иронизировал автор, когда писал о почитании классиков.

В противовес «Довлатов. Way», заключенному в сцену-коробку, зритель спектакля «Хранитель» именно что прошел путь — в прямом смысле: режиссер Талгат Баталов при участии драматурга Марины Крапивиной сочинил действо в границах театра site-specific. Ведомая артистами публика начала свой маршрут у гостиницы «Дружба» в Пушкинских Горах, продолжила его в лесу, а завершила у домика в деревне, где в 1970-х писатель снимал угол. По ходу актеры выступали типажами эпохи (хамоватые официантки), персонажами литературной мифологии (кот-ученый, Арина Родионовна с кружкой), а живая действительность придавала этой фактуре объем.

Фото: пресс-служба фестиваля «Заповедник» Литературно-драматический вечер «Довлатов. Way»

Лучшим театральным освоением Довлатова стоит признать «Невидимую книгу» Семена Серзина, по мотивам записных книжек писателя. Важным фактором «спектакля-квартирника», разыгранного в модном баре (зрители сидели за столиками), стало пространство. Оно обеспечило «атмосферность», размыло дистанцию между публикой и актерами. А уж «Фильшты-Козлы» (так себя называет команда учеников Вениамина Фильштинского и Григория Козлова) умеют балансировать между яркой условностью и человечностью.

А если посмотреть более широко, то само псковское пространство питало фестиваль, и в этом обоюдная польза. Довлатов-фест зародился и развивается благодаря памяти места, а «псковские дали» благодаря ему открываются по-новому.