Для борьбы с мошенниками, которые занижают стоимость полиса ОСАГО, вводя ложные данные, Минкомсвязи предоставит страховым компаниям доступ к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Такая мера должна помочь не допустить фальсификаций при оформлении полисов. Об этом «Известиям» сообщили в «АльфаСтраховании», информацию подтвердили в Минкомсвязи.
На заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении госуслуг правительственной комиссии по ИТ 7 сентября директор департамента информационных технологий «АльфаСтрахования» Андрей Педоренко попросил Минкомсвязи предоставить страховщикам, выдающим ОСАГО, доступ к СМЭВ.
— Подкомиссия приняла решение, что «АльфаСтрахование» может подключиться к СМЭВ, — заявили в пресс-службе Минкомсвязи.
Все автостраховщики смогут использовать эту систему, а также сервис идентификации пользователей сайта госуслуг при оформлении ОСАГО.
С августа 2016 года страховые компании получили возможность продавать полисы ОСАГО в форме электронного документа (е-ОСАГО), а с января 2017 года эта услуга стала для них обязательной. Как рассказали «Известиям» в «АльфаСтраховании», иногда посредники, представляющиеся агентами, при оформлении ОСАГО неверно указывают мощность, категорию транспортного средства или территорию его использования. Это позволяет им снизить цену полиса. При этом мошенник получает с клиента полную стоимость и разницу оставляет себе.
— Мошенник-агент «рисует» в pdf-файле цену полиса, которую уплатил клиент-страхователь, и отдает покупателю поддельный документ, — рассказал «Известиям» Андрей Педоренко. — При этом в базу Российского союза автостраховщиков поступает неверная информация, и после ДТП страховая компания вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке или признать полис недействительным через суд. Ведь всё выглядит так, будто клиент сообщил страховщику ложные данные в момент страхования.
Кроме того, для верификации личности покупателя через СМЭВ страховщикам нужна возможность подтвердить минимальный набор данных: о регистрации лица, о регистрации транспортного средства, о номере водительского удостоверения.
— Идентификация клиентов по ОСАГО или, например, через портал госуслуг позволит предоставить россиянам сервис нового поколения. Покупатели полисов получат возможность не тратить время на лишние операции по подтверждению личности, — пояснил Андрей Педоренко.
Компания «АльфаСтрахование» проверила более 7 тыс. полисов е-ОСАГО, выданных в Южном федеральном округе, — из них почти 2 тыс. содержали ложные данные. Фирма была вынуждена расторгнуть договоры с автовладельцами, объяснив им причину — внесение в договор ложных и не соответствующих его условиям данных.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) позитивно оценили возможность подключения страховых компаний к СМЭВ.
— Существует проблема: либо сам страхователь, либо посредник-агент пытается изменить параметры, влияющие на цену страхового полиса, — заявил заместитель исполнительного директора РСА Ефремов Сергей. — Проверка информации, связанной с возрастом водителя, VIN (идентификационный номер транспортного средства. — «Известия») и т.д., позволила бы более эффективно противодействовать нарушениям.
В 2016 году было продано более 39 млн полисов ОСАГО, при этом в электроном виде было заключено 331 тыс. договоров (0,85% общего числа). За первое полугодие 2017 года заключено более 3 млн договоров еОСАГО - 13,4% от общего количества (более 22 млн штук).