В честь грядущего юбилея Родиона Щедрина (16 декабря народному артисту СССР исполняется 85) Мариинский театр открыл необычную выставку «Щедрин в Мариинском». Фотолетопись обращений театра к творчеству выдающегося мастера, созданная штатными фотографами театра Юлией Ларионовой, Валентином Барановским и Наташей Разиной, размещена на сайте театра и доступна любителям искусства во всех уголках мира. Нет сомнений, что ее аудитория будет в разы больше, чем в случае стандартной экспозиции.
Мариинка впервые поставила Щедрина в 1978 году, еще в бытностью свою ГАТОБом имени Кирова. Это была опера «Мертвые души». Последняя постановка датируется 2017-м, вновь опера — «Не только любовь». Кроме того, худрук и директор театра Валерий Гергиев постоянно исполняет музыку своего друга в симфонических концертах. Им посвящен отдельный фотораздел, запечатлевший премьерные выходы дирижера, композитора и оркестрантов.
Всего в разные годы в мариинском репертуаре значились 11 произведений Щедрина. Помимо названных — «Очарованный странник», «Конек-горбунок», «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Левша», «Боярыня Морозова», «Рождественская сказка». Некоторые были поставлены не один раз, и любопытно проследить, как с годами менялось их прочтение.
Вот ярко лубочный «Конек-горбунок» хореографа Дмитрия Брянцева в декорациях и костюмах Марины Соколовой (1981). Золото куполов и многоцветье теремов чувствуются даже на черно-белых снимках. А вот почти конструктивистский, строго геометрический «Конек» в постановке Алексея Ратманского и художника Максима Исаева (2009). По репетиционным фото видно, что спектакль создавался в оптимистической атмосфере. Улыбаются все — постановщик, композитор, артисты и Майя Михайловна Плисецкая, которой Щедрин на заре их знакомства подарил этот балет.
Впоследствии композитор посвятил жене и музе все свои балеты, и во всех она была первой исполнительницей. Выставка дает возможность увидеть в ее партиях других балерин. На фото «Кармен-сюиты» в оригинальной версии Альберто Алонсо кокетничает Диана Вишнева, колдует Ульяна Допаткина, веселится Екатерина Кандаурова, страдает Виктория Терешкина. Разъясняет наследницам роль сама Плисецкая, как всегда, безупречно элегантная и восхитительно выразительная.
Те же лица, исключая Терешкину, представлены в разделе, посвященном «Анне Карениной» (2010). Когда Алексей Ратманский создал свой балет, первая постановка, осуществленная Плисецкой в соавторстве с Натальей Рыженко и Владимиром Головановым (1972), была почти забыта, так что новым Аннам пришлось легче, чем Карменситам: они избежали нелестных сравнений с великой Майей.
Любителей истории порадуют фотографии мэтров отечественного искусства. На одном из снимков Юрий Темирканов обсуждает концепцию «Мертвых душ» с Борисом Покровским (1978). Видно, что дирижер увлечен, а режиссер настроен скептически, однако разница настроений не помешала им в итоге создать выдающийся спектакль. В другом кадре совсем молодые и практически неузнаваемые Валерий Гергиев и Родион Щедрин поздравляют друг друга с премьерой «Конька» (1981). Они же обмениваются приветствиями на поклонах «Левши» (2013). Гергиев постарался преподнести эту многогранную музыку во всей полноте, а композитор, предвидя такую отдачу, заранее преподнес другу подарок — включил в партитуру его музыкальную монограмму.
К фотоописаниям спектаклей приложены эскизы костюмов, есть сценографические макеты, афиши, программки, видеоролики — всё, что должно сопутствовать «честной» выставке. Имеются также сопроводительные тексты и цитаты из рецензий, однако без этой дежурной составляющей можно было бы обойтись, к визуальному ряду она ничего не прибавляет. Зато высказывания Родиона Константиновича и его коллег по мариинским постановкам всегда на месте.