С делом Серебренникова знакомы лучше, чем с его творчеством

Большинство россиян, согласно опросу ВЦИОМа, впервые слышат фамилию режиссера
Ангелина Галанина, Сергей Изотов
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

Большинство россиян — 62% — слышали о задержании художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова, однако о подробностях дела известно только 12% граждан. При этом 72% из всех опрошенных не видели ни спектаклей, ни кинофильмов режиссера, а 59% — впервые слышат его имя. Такие данные содержатся в опросе ВЦИОМа (есть в распоряжении «Известий») об отношении россиян к находящемуся под следствием Кириллу Серебренникову.

Согласно данным социологов, о деятельности режиссера Кирилла Серебренникова слышали около четверти граждан, большинство россиян не смогли ничего вспомнить о худруке «Гоголь-центра» (59%). При этом уровень известности режиссера оказался заметно ниже в молодежной среде в регионах, чем среди представителей старшего поколения в Москве и Санкт-Петербурге. Так, если из всех опрошенных 72% никогда не видели постановок Серебренникова, то в двух столицах эта цифра заметно ниже — 58%.

Слышали о Серебренникове и знают, что он режиссер, 13% опрошенных, еще 8% знают, что его арестовали за растрату 68 млн рублей. О том, что Серебренников еще продюсер и актер заявили 2 и 1% соответственно. При этом цифра «узнаваемости» меняется в зависимости от возраста опрошенных: самое большое число «незнаек» режиссера в возрасте от 18 до 24 лет. Самое маленькое — группа старше 60 лет (46%).

Только 12% россиян знают о том, что режиссер арестован и его обвиняют в хищении 68 млн рублей, выделенных государством компании «Седьмая студия». 37% респондентов слышат об этом впервые. Большинство — 51% — без подробностей, но «что-то об аресте слышали».

Генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров говорит, что Серебренников известен в той или иной степени почти трети сограждан. Однако после его задержания эта известность резко выросла и фактически удвоилась.

— Тем не менее существует и немаленькая аудитория Серебренникова как режиссера. Теперь же и театралы, и значительная часть тех, кого к театралам не отнесешь, с интересом следят за развитием дела Серебренникова, — полагает он.

Директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов отметил, что еще с советских времен о театральных режиссерах в отличие от кинорежиссеров знала очень узкая прослойка жителей страны.

— Галина Волчек, Михаил Ефремов, Марк Захаров — эти имена гремели, но их в большей степени знали по киноработам, не по театру. Что касается современных театральных режиссеров, то даже в экспертной среде, кроме Константина Богомолова, Романа Виктюка, скорее всего, никого не назовут, — уточнил он.

При этом эксперт полагает, что получение госфинансирования избыточно «забюрократизировано», а оценки эффективности потраченных средств и вовсе нет. По его словам, есть масса европейских примеров, например в Италии и Испании, когда деньги выделяются под конкретный проект.

Опрос «ВЦИОМ-Спутник» проводился с 25 по 27 августа 2017 года. Участие в нем приняли 1,8 тыс. россиян. Социологи общались с респондентами по телефону.