Александр Цекало: «Гоголь был родоначальником русского хоррора»

Продюсер — о киноинтерпретациях литературной классики и выходе российской продукции на международный рынок
Светлана Наборщикова
Фото: РИА НОВОСТИ/Евгений Биятов

Произведения Николая Васильевича Гоголя вновь на экране. Трейлер многосерийного фильма «Гоголь» с Олегом Меньшиковым и Александром Петровым в главных ролях уже имеет успех у интернет-пользователей. В августе сериал кинокомпании «Среда» покажут на больших экранах, а после — на телевидении. С генпродюсером «Среды» Александром Цекало встретился корреспондент «Известий».

— По произведениям Гоголя было снято множество фильмов. Почему решили вновь обратиться к нашему главному мистику?

— У меня никогда не было какого-то особенного отношения к Гоголю: я в принципе люблю русскую литературу. Если говорить о том, кто мне ближе сейчас, то это скорее Леонид Андреев и Андрей Платонов. Но поскольку существует чтение как хобби, а есть чтение, связанное с работой, то я увидел возможность создать на основе произведений Гоголя многосерийный фильм.

В картине Гоголь под гнетом обстоятельств станет следователем, раскроет мистические и кровавые преступления, происходящие близ Диканьки. И только после этого напишет свою книгу. Многое из того, что есть в сериале, совпадает с реальной жизнью писателя. У него был период неудач, и именно с них начинается сериал.

— Что это за события?

— Гоголь издал под псевдонимом Алов поэму «Ганц Кюхельгартен», которая не пользовалась успехом. Он еще не был удачливым литератором, у него была нелюбимая работа писарем в Третьем отделении. Произведения писателя, его биография органично вплетены в нашу сюжетную надстройку. Мне интересно соединение драмы и мистики. А Гоголь, как известно, был родоначальником русского хоррора.

— Не опасаетесь, что кто-то из зрителей воспримет в штыки переосмысление Гоголя на экране?

— В фильме нет никаких искажений его произведений. Поэтому если кто-то решит, что мы покушались на великого Гоголя, то бог с ним. Что ж поделать?! Хвалить скучнее, чем ругать. Злобных или ироничных оборотов в русском языке гораздо больше.

— Может ли повлиять экранное переосмысление литературы на популяризацию классики среди молодежи?

— Безусловно. Просто говорить об этом самому — странно. Если бы вы не спросили, думаю, я бы промолчал. Когда классика снята в современной форме молодым режиссером с участием известных актеров, то эта модная история, безусловно, является неким проводником. Такой формат интереснее, его легче смотреть, чем классическую экранизацию. И уж тем более чем читать книгу. У нас уже есть планы снимать проекты на основе литературных произведений.

— Одну из центральных ролей в «Гоголе» сыграл Олег Меньшиков. Последний раз в сериале он снимался году, кажется, в 2006-м. Как вам удалось заманить его в проект?

— С Олегом Меньшиковым я вел переговоры по поводу другого проекта. Он ему нравился, но в итоге не был запущен каналом. Когда появился сценарий «Гоголя», мы позвали на главную роль Сашу Петрова. Он сказал, что сейчас играет Гамлета в Театре имени Ермоловой. И моментально пришла идея позвать на роль следователя худрука театра Меньшикова. Мы даже попросили Сашу закинуть ему удочку: мол, интересный проект, продюсирует Саша Цекало. Потом была встреча, мы отправили сценарий, Олегу понравилось, так и случилась совместная работа.

— Если не ошибаюсь, это будет первый российский опыт: когда сериал сначала полностью показан в прокате, а после по ТВ?

— Это вообще первый раз в мире произойдет. Мы разобьем фильм на четыре сеанса по две серии в каждом.

— Мы не привыкли к такому. Как думаете, зритель воспримет?

— Да никто не привык. Как воспримет зритель, не могу прогнозировать. Мы постараемся это как-то продумать, чтобы совершить меньше ошибок. Даже не могу сказать, сколько будут идти в прокате первые две серии. Может, неделю, а после — следующий блок. Мы сейчас это решаем. Благо время еще есть. Возможно, мы организуем продажу билетов сразу на четыре сеанса со скидкой.

— Крупнейший в мире онлайн-кинотеатр Netflix приобрел права на показ сразу шести сериалов вашей кинокомпании. С чего всё начиналось?

— Сначала мы сотрудничали с международным дистрибьютором — компанией Eco rights. Именно она прошлой осенью продала онлайн-кинотеатру Netflix сериал «Мажор». Название англоязычной версии сериала Silver spoon тоже придумали дистрибьюторы. Нам всем понравилось. Они же продали формат «Мажора» американскому продакшну для производства зарубежной версии.

В дальнейшем дистрибьютор познакомил нас с Netflix, и мы продолжили общаться по некоторым проектам напрямую. В итоге было продано еще пять сериалов — «Метод», «Саранча», «Фарца», «Территория» и «Спарта». Также мы сейчас обсуждаем возможные варианты производства, а не только продажи сериалов.

— Российские сериалы двинулись на международный рынок?

— Думаю, что эта сделка — только начало. Многие отправятся за нами. Те, кто раньше даже не задумывался об этом, теперь видят, что если чуть больше поднапрячься, чуть меньше заработать, то потом это может вернуться чем-то другим. В том числе международными продажами. Главное здесь — качество сериалов, международная универсальность историй.

Я сейчас не произношу слово «признание», наверное, об этом говорить еще рано. Но думаю, что цунами российского производства в любом случае нахлынет на международный рынок. Я долгое время задумывался и внутренне сетовал: почему, к примеру, сериалы Скандинавии или Израиля покупаются американцами и имеют успех?! Неужели у нас драматургия слабее? Как же так?!

— Это в вас патриот заговорил?

— Да хотя бы и так. Телесериалы «Среды» будут показывать на весь мир на русском языке с английскими субтитрами. Никого из наших актеров переозвучивать не будут. Вот такой он наш патриотизм: не размахивать транспарантами, а работать. Удивительно, что Россия с такой историей в области литературы и драматургии не могла выйти на международный рынок. Видимо, моя мысль материальна: наверху меня кто-то услышал, а внизу увидели наши сериалы. Уверен, что в дальнейшем будут покупать продукт и других компаний.

— Чтобы сериал стал событием, продюсеру нужно такое же чутье на истории, как у вашего Меглина из «Метода» на маньяков?

— Безусловно, у продюсера должна быть интуиция — не пропустить правильный сценарий или заявку, интересного автора или режиссера. Но это не единственная составляющая. Я многими вещами занимался в жизни, и, видимо, к определенному возрасту всё это сложилось в правильную геометрическую фигуру. А потом я не в одиночку создаю продукт. Успех каждого проекта соткан из работы минимум 200 человек. Тут и опыт, и понимание драматургии, а также умение общаться с людьми, договариваться с телеканалами...

Справка «Известий»Александр Цекало — музыкант, актер, телеведущий, сценарист и продюсер. С 2002 по 2005 год занимал пост генпродюсера СТС, после — директора дирекции спецпроектов «Первого канала». С 2008 года — генеральный продюсер и владелец продюсерской компании «Среда». Выпустил сериалы «Мажор», «Саранча», «Метод», «Обратная сторона луны» и другие.:

Писатель Игорь Шулинский – о причинах массовой любви к сериалам​​​​​​​

Сериал «Отцы» расскажет о героическом спасении родных

Продюсеры предпочли киносериалы