Родители просят YouTube избавить колыбельные от рекламы

Национальный родительский комитет России направил обращение в корпорацию Google
Наталия Беришвили
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Представители Национального родительского комитета и адвокаты направили официальное обращение в корпорацию Google и сервис YouTube (документ есть в распоряжении «Известий»). В нем они от имени «миллионов родителей России» призвали не прерывать треки с колыбельными, размещенные на YouTube, громкой и агрессивной рекламой, которая будит и пугает детей. Если руководство видеохостинга не пойдет навстречу, активисты намерены решать вопрос о колыбельных «на законодательном уровне» и жаловаться в Роскомнадзор.

В документе говорится, что право ребенка на здоровое детство гарантировано Конвенцией ООН о правах ребенка. При этом многие родители даже не знают о том, что в колыбельных песнях звучит громкая реклама, и спокойно покидают спящих детей, оставив включенным YouTube на телефонах и компьютерах. Таким образом, считают общественники, права ребенка нарушаются.

Авторы обращения отмечают, что не требуют от Google и YouTube совсем отказаться от рекламы в колыбельных песнях, но настаивают на том, чтобы она была негромкой и не включалась в середине видео. Для этого предлагается разработать алгоритм, позволяющий пользователям отмечать определенные видео и плейлисты как колыбельные.

— Нарушение сна, заикание, ночные кошмары — всё это далеко не полный перечень печальных последствий испуга ночью. Есть конвенция ООН по защите прав детей, наша страна ее ратифицировала, поэтому поставщик видео для детей обязан соблюдать эти нормы, — пояснила «Известиям» председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец.

Она подчеркнула, что, в случае если администрация YouTube добровольно не примет меры, то ее организация обратится в Роскомнадзор для того, чтобы решить этот вопрос на законодательном уровне.

Певица Алена Кравец рассказала, что ее ребенок пострадал из-за рекламы во время детских песен.

–– Ребенок дергается от внезапной перемены музыкального фона и просыпается. Многие родители не знают о такой подлости и спокойно оставляют даже новорожденных наедине с YouTube, — сказала певица.

Адвокат адвокатской палаты Москвы Тимур Маршани сообщил «Известиям», что к нему обратилась инициативная группа родителей, которые возмущены тем, что детские треки прерываются громкой и агрессивной рекламой. Он готовит судебный иск к корпорации от граждан, которые считают, что их дети пострадали.

— Мы выявили огромную проблему. Наш эксперимент показал, что реклама на YouTube включается через каждые 15–20 минут в середине колыбельной. И если ребенок не успел крепко заснуть, он просыпается и начинает кричать. Музыка в рекламе громкая и ритм совсем другой. При этом рекламируются совсем не детские вещи, — сказал Тимур Маршани.

«Нас поддерживают матери многих стран, включающие детям песни на разных языках мира. Очень надеемся, что ради здорового сна миллионов детей планеты вы примете правильное решение. Безусловно, каждая коммерческая компания стремится заработать. Но мы считаем, что нельзя получать прибыль любой ценой», — говорится в обращении родительского комитета к генеральным директорам Google и YouTube.

В пресс-службе Google Россия «Известиям» сообщили, что приложение YouTube имеет возрастную маркировку 12+. Родителям маленьких детей рекомендуется обратить внимание на специализированное приложение YouTube Детям (возраст 3+). В нем они найдут большую коллекцию образовательных и развлекательных роликов. В этом приложении разрешен ограниченный набор тем и форматов рекламы, все объявления проходят предварительную проверку, появляются перед видео и всегда имеют пометку Ad (Реклама).

По мнению Ирины Волынец, существующих этих мер недостаточно.

— Во-первых, 12 лет — это тоже довольно нежный возраст. А во-вторых, родители бывают разными. Есть мамы, которые сами поют колыбельные, а есть родители, которые включают YouTube и уходят в другую комнату. И их детей должен кто-то защитить, — сказала она.

По словам практикующего психолога Ирины Агличевой, нет ничего хорошего, если ребенка разбудит реклама. Однако к серьезным последствиям, как, например, заикание, это не приведет.

По мнению члена комиссии ОП РФ по поддержке семьи, детей и материнства Юлии Зимовой, существуют различные альтернативы детским видеороликам на YouTube, и если маме или папе не нравится реклама во время колыбельных, они сами могут решить этот вопрос.

Такого же мнения придерживается и председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

— Уровень звука регламентируется при телевещании, и можно предъявлять претензии телеканалам. А если речь идет о YouTube, то ответственность лежит на родителях, которые могут и не загружать контент, — сказал эксперт. Он подчеркнул, что мамы и папы могут купить аудиозаписи или оплатить видеоролики и оградить ребенка от рекламы.