Запрет на работу водителем для обладателей иностранных прав, вступивший в силу с 1 июня, стал неожиданным для многих таксистов. Как сообщил «Известиям» председатель отраслевого профсоюза Ярослав Щербинин, по меньшей мере 20% извозчиков в Москве и области вынуждены были поставить машины на стоянку. А вчера в комитете Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов обсудили проблемы регулирования рынка частного извоза и трудовых отношений водителей такси. По итогам заседания председатель комитета Ярослав Нилов сообщил «Известиям», что депутаты рассматривают предложение о принципиальном изменении правил лицензирования.
Суть изменений — в выдаче лицензий не на машину, а на конкретного человека. Профессиональное сообщество такие меры поддерживает. Вместе с тем Ярослав Щербинин отметил, что для этого предстоит решить целый ряд вопросов. Раньше, когда лицензии выдавались людям, у Минтранса не было возможности подсчитать автомобили, которые занимались перевозками. А что касается запрета на работу по иностранным водительским удостоверениям, то ситуация может измениться в пользу водителей.
О запрете иностранцам работать в России по национальным удостоверениям «Известия» предупреждали несколько месяцев назад. Еще тогда эксперты отмечали, что сотрудники транспортных предприятий не спешат переучиваться: вступление ограничений в силу несколько лет откладывалось, этого ожидали и в нынешнем году. А в апреле председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичёв сообщил «Известиям», что законопроект об очередной отсрочке внесен на рассмотрение в парламент. Однако принять его успели только в первом чтении. В итоге сложилась коллизия: запрет уже действует, а законопроект, который откладывает этот самый запрет, продолжают рассматривать.
Ярослав Нилов сообщил «Известиям», что законопроект об отсрочке может быть рассмотрен примерно через месяц и есть вероятность, что гастарбайтерам дадут возможность еще какое-то время заниматься извозом без российских прав. Сам Ярослав Нилов выступает против этой инициативы. При этом в редакции законопроекта, подготовленной ко второму чтению, есть поправка, сокращающая период отсрочки с года до шести месяцев.
— Иностранные водители могут идти и в срочном порядке пересдавать на российские права, — сказал Ярослав Нилов. — Спустя месяц, когда законопроект будет рассматриваться во втором чтении, думаю, проблема вообще не будет актуальной. Но если все-таки такая необходимость останется, может быть, продлят на полгода. Надо, чтобы у человека были нормальные права, а не купленные за $100 после того, как он всю жизнь ездил на тракторе.
Председатель Союза автошкол Александр Ачкасов сообщил «Известиям», что после вступления запрета в силу он не наблюдает наплыва желающих поменять иностранные права на российские. Эксперт предположил, что иностранцы либо по-прежнему ожидают отсрочки, либо ищут возможности заменить удостоверения в обход правил.
Между тем таксопарки и агрегаторы рассылают водителям сообщения (копии есть в распоряжении «Известий»). Некоторые 31 мая предупреждали, что аккаунты обладателей иностранных удостоверений в агрегаторах будут заблокированы, пока водители не придут в офис с российскими правами. Другие же давали советы, как работать в условиях запрета. «Уважаемые водители!!! Всем, у кого права не РФ, при остановке автомобиля сотрудниками ДПС не показывать лицензию. На все вопросы отвечать, что машину взяли в аренду в личных целях», — такое СМС получили некоторые столичные водители. «Уважаемые водители с иностранными правами! Не отключайтесь, вы будете получать заказы. В случае остановки вас сотрудниками ГИБДД не переживайте, штраф вам не будет выписан», — говорится в другой рассылке.
Председатель профсоюза таксистов Ярослав Щербинин сообщил «Известиям», что если разрешение работать по иностранным правам продлят, они обратятся в миграционную службу с просьбой проверить, насколько легальна трудовая деятельность иностранцев на столичных дорогах.
— Водители — представители общественных организаций — говорят, что спокойно смогут перевозить необходимое количество пассажиров своими силами, без привлечения мигрантов. Проблемы я не вижу, — сказал лидер профсоюза.
Вступление запрета в силу он воспринял с воодушевлением, сказав, что «рынок очистился». Ярослав Щербинин заверил, что пассажиры не заметят ухудшения обслуживания или нехватки машин. Однако москвичи уже столкнулись с тем, что с 1 июня в часы пик агрегаторы стали существенно больше, чем обычно, увеличивать тарифы.