Российский полузащитник Игорь Лебеденко после пяти лет выступлений за «Терек» покинул грозненский клуб в статусе свободного агента. В своем первом интервью после прекращения трудовых отношений с командой из Чеченской Республики 33-летний футболист раскрыл подробности своего ухода, а также рассказал о жизни в Грозном и дальнейших карьерных планах.
— Сезон закончился. С чего начался ваш отпуск?
— Мы с женой съездили на финал Лиги Европы в Стокгольм. Посмотрели суперматч «Аякс» — «Манчестер Юнайтед» и зарядились эмоциями.
— Не самое стандартное начало отпуска для футболиста...
— Не знаю, наша семья часто выезжает в Европу на футбол: мы были во Франции и Англии, теперь решили побывать в Стокгольме. На матчи уходит всего несколько часов от нашей туристической программы. В основном мы, конечно, смотрим городские достопримечательности.
— Финальный матч Лиги Европы между «Аяксом» и «Манчестером» вас не разочаровал?
— Абсолютно точно — нет. Возможно, игра получилась не такой яркой, как ожидали многие, но атмосфера была сумасшедшая. Мне вообще очень симпатичен антураж европейского футбола. Хочется играть именно в такой атмосфере, нам нужно к этому стремиться.
— Стадионы, которые появляются в России, похожи на те, что вы видели в Европе?
— Мне кажется, да. Та же «Френдшип арена» (стадион в Стокгольме, где проходил финал Лиги Европы-2017. — «Известия») напомнила мне стадион «Спартака». Классные арены у «Рубина» и «Зенита». Но построить стадион — это половина дела. Нужно, чтобы они еще и заполнялись. Думаю, с появлением в России таких новых стадионов, где можно и футбол комфортно посмотреть, и, например, перекусить, народ постепенно потянется.
— В завершившемся чемпионате вы выходили на поле реже, чем обычно. Как оцените для себя сезон?
— Сезон получился неоднозначный — как у всей команды, так и у меня в частности. Не всегда выходил на поле, но в конце чемпионата, когда «Тереку» было тяжело, мне доверили место в составе. Считаю, что не подвел и внес вклад в успех клуба, а пятое место для грозненцев — это, безусловно, успех. В последних матчах я доказал, что способен играть на высоком уровне.
— В какой момент вы поняли, что «Терек» уже точно не предложит вам новый контракт? Какие-то переговоры велись?
— Переговоров не было, поэтому я и догадывался, что соглашение не продлят. Эту тему никто в клубе не поднимал.
— После удачно проведенной серии матчей в концовке сезона не думали, что руководство все-таки может передумать?
— Знаете, я не гадал и не питал иллюзий. Я просто играл и показывал свой уровень. Никогда не любил сидеть на лавке. Есть игроки, которые готовы полировать скамейку годами, но я не из таких. Никогда и нигде не засиживался — если чувствовал, что не нужен клубу, сразу начинал искать другие варианты. Когда «Терек» в конце чемпионата предоставил мне возможность играть, я просто выходил и делал любимое дело, а не пытался выбить себе контракт.
— В новом сезоне у «Терека» будет новый тренер — Олег Кононов. Возможно, ваш уход — его пожелание...
— Этого я не знаю. Мне так и не удалось обсудить эти моменты с кем-то из руководства.
— Когда стало известно, что Рашид Рахимов уходит со своего поста?
— Слухи о его отставке ходили достаточно давно — наверное, еще с зимы. Но нам никто заранее не объявлял, что у «Терека» будет новый тренер.
— Рахимов попрощался с командой?
— У нас были собрания перед началом и после окончания последней игры. На них Рашид Маматкулович произнес несколько напутственных слов и поблагодарил всех за работу. Все-таки первый раз в истории «Терек» поднялся так высоко. Он попросил не забывать это и сказал, что в следующем сезоне клуб будут воспринимать иначе — как претендента на самые высокие места. Вообще обидно, конечно, что нам не хватило всего одного очка до Лиги Европы. Но результат всё равно достойный. «Спартак», «ЦСКА», «Зенит» и «Краснодар», финишировавшие выше «Терека» в таблице, объективно сильнее на данный момент.
— Есть мнение, что «Терек» с каждым годом улучшает результаты, но качество игры при этом падает. Согласны?
— Мы в команде об этом тоже говорили. Но мне кажется, это происходит из-за того, что изменился уровень чемпионата в целом. Многие звездные игроки уехали, команды немного уравнялись, и конкуренция обострилась. Сейчас, наверное, некий переходный период. В то же время появилось много молодых талантливых российских футболистов. Как раз сейчас у них появляется шанс проявить себя.
— Вам не кажется, что российский футбол стал менее зрелищным из-за того, что большинство команд стали уделять больше внимания обороне и играть в трех центральных защитников?
— Это, безусловно, повлияло на зрелищность. Еще сказывается нехватка исполнительского мастерства. После того, как Курбан Бердыев начал практиковать такую схему в «Ростове», многие стали ее использовать. И я как игрок атаки могу сказать, что при такой расстановке защиту вскрывать намного сложнее. Если команда грамотно действует по этой тактике, то во время обороны сзади остаются восемь игроков, и такой редут пройти крайне проблематично. Сейчас, наверное, многие тренеры ломают голову над тем, как противодействовать этой тактике.
— В борьбе за еврокубки роковым для «Терека» оказался матч со «Спартаком» в предпоследнем туре — вы проиграли 0:3. Чего не хватило в той игре?
— Во-первых, не хватило эмоций. Во-вторых, был очень плотный календарь с большой географией перелетов. Ну и наконец, «Спартак» был окрылен чемпионством и ожиданием награждения кубком после игры. По количеству моментов мы несильно уступили сопернику — счет мог быть и 4:4, и 5:5. Но свое мы не реализовали, а себе голы привезли.
— В первом круге «Терек» был разгромлен ЦСКА на открытии стадиона армейцев, затем — в чемпионском матче «Спартака». Не обидно попадать на эти команды в момент, когда они сверхмотивированы?
— Да, в Москве мы сыграли далеко не лучшим образом. Но зато в Санкт-Петербурге подпортили настроение «Зениту» (1:0). Против сине-бело-голубых вообще последнее время играли довольно успешно.
— Не страшно было, когда толпа выбежала на поле после финального свистка в игре со «Спартаком»? Как болельщики реагировали на игроков «Терека»?
— Вроде всё прошло без происшествий. Меня заменили, к этому моменту я уже был на скамейке и со свистком ушел в раздевалку. Труднее всего было нашему вратарю Евгению Городову — ему пришлось пробиваться через огромную толпу. Но вроде живой (смеется). На самом деле болельщикам «Спартака» было уже, наверное, не до футболистов «Терека». Хорошо, что всё обошлось без происшествий.
— У вас есть понимание, что дальше будет с вашей карьерой?
— Пока ничего не могу сказать. Думаю, в концовке сезона я показал, что способен играть на высоком уровне. Выгляжу на 20 лет, чувствую себя на 25 (смеется), так что готов еще поиграть. Именно играть, а не отсиживать контракт или, как говорят, «отбывать номер».
— СМИ периодически «отправляют» вас то в «Динамо», то в «Рубин»...
— Пока нет смысла это комментировать. Конкретных разговоров не было.
— Готовы уехать в страны ближнего зарубежья? Например, в Казахстан?
— В приоритете — варианты из России. Все-таки я долго жил без семьи, на расстоянии. Конечно, может получиться так, что мне опять придется уехать далеко от Москвы, но хотелось бы быть поближе к родным.
— Получается, последние пять лет вы жили в Грозном, а семья в Москве?
— В Грозном я жил только последние полтора года, а до этого «Терек» базировался в Кисловодске. Семья иногда приезжала, но у детей все-таки учеба плюс у одного сына хоккей, у другого — футбол. Нельзя было надолго уезжать из Москвы. Скажем прямо, далеко не везде есть такие условия, как в столице.
— Насколько я знаю, в Грозном вы жили в гостиничном номере. Это не надоедает?
— Откровенно говоря, тяжеловато, когда большую часть времени проводишь в небольшом номере. Раньше, когда был моложе, я особо не заморачивался на этот счет. Сейчас же всё время хочется быть дома, в Москве, с семьей.
— Чем себя занимали во время жизни в отеле?
— Книги, фильмы, приставки, интернет. Еще в пейнтбол с ребятами играли, но нечасто. Все-таки ты бегаешь, стреляешь — можно и травму получить. Защиты-то не так уж и много: шлем да костюм. Но всё равно было очень весело и интересно. Наверное, за полтора года раз пять-шесть поиграли. Смеялись потом, что у половины команды по всему телу синяки два на два сантиметра.
— Скоро в России пройдет Кубок конфедераций. Вам интересен этот турнир?
— Я бы с удовольствием посмотрел матчи этого турнира живьем. Много интересных сборных, молодые игроки, новые схемы. Но все-таки это не чемпионат Европы или мира. Это — скорее репетиция и хорошее время для экспериментов.
Подписывайтесь на наш канал «Известия СПОРТ» в Twitter и Instagram