Премьер-министру Великобритании Терезе Мэй придется дать согласие на повторный референдум о независимости, если Шотландская национальная партия (ШНП) наберет большинство отведенных королевству мест в британском парламенте. В пресс-службе ШНП «Известия» заверили, что Эдинбург серьезно настроен отстаивать свои позиции по Brexit, а референдум о независимости должен состояться, если оглашенные условия развода Лондона с Брюсселем не устроят Шотландию. По мнению экспертов, Эдинбург продолжает шантажировать Лондон разговорами о собственной независимости, пытаясь выторговать себе исключительные условия в предстоящих переговорах по Brexit с ЕС.
Тереза Мэй уже дала понять: давать возможность бесконечно проводить референдумы Лондон не собирается. Первый министр Шотландии Никола Стерджен придерживается противоположного мнения. По ее словам, если ШНП удастся заполучить большинство из 59 мест в британском парламенте, отведенных Шотландии, то премьеру всё же придется уступить. Сколько депутатских мандатов получит Эдинбург, станет понятно 8 июня, когда в Британии пройдут парламентские выборы. По предварительным оценкам, нескольких позиций ШНП недосчитается. Сейчас у партии 56 квотированных мест.
В пресс-службе ШНП на запрос «Известий» ответили, что Шотландия должна иметь выбор, когда станут известны условия Brexit: следовать за Великобританией или обрести независимость. В партии отметили, что лучше всего намерения Эдинбурга отражают слова Николы Стерджен: «Наша будущее должно решаться нами, а не за нас». «Известиям» сообщили, что консерваторы «пытаются лишить шотландцев выбора», однако после выборов и согласования условий Brexit демократически сдерживать стремление региона решать свою судьбу самостоятельно уже не получится.
В 2014 году за независимость высказались 45% шотландцев. По последним опросам, c тех пор сторонников суверенитета стало больше едва ли на 1%. Впрочем, Никола Стерджен грозит Лондону референдумом, аккуратно заявляя, что сперва надо дождаться объявления условий Brexit.
Доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули пояснил «Известиям», что ШНП действительно настроена на референдум и имеет на это все политико-правовые основания. Во-первых, шотландцы высказались против Brexit, во-вторых, такой прецедент уже есть. И у Лондона нет никаких причин противиться запросу на новый плебисцит.
— По оценкам, часть своего представительства ШНП может потерять. В этом случае идея референдума немного потускнеет. Но решать всё равно британскому парламенту, — считает политолог.
Основные опасения Эдинбурга связаны со сценарием «жесткого Brexit», когда туманный Альбион будет исключен из общего европейского рынка. Именно этот вызов Лондону нужно преодолеть с наименьшими потерями, считают в ШНП. Потенциальный разрыв с Великобританией негативно отразится на экономике Шотландии. Например, сохранить британский фунт региону не удастся. Поэтому встает вопрос о самодостаточности шотландской экономики. И если даже Великобритания проиграет в краткосрочной перспективе от Brexit, то от двойного «исхода» Шотландия потеряет больше.
Директор Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Тимофей Бордачев сказал «Известиям», что Шотландию в ЕС никто не ждет, но власти в Эдинбурге будут использовать эту историю, чтобы выторговать более выгодные условия для себя в составе Великобритании вне ЕС. По его мнению, Терезе Мэй придется пойти на уступки, если ШНП действительно наберет большинство голосов.
Помимо Шотландии обеспокоена Brexit и Северная Ирландия. Однако способов манипуляций у нее меньше. Например, своего парламента у этого региона нет, а местных депутатов избирают в национальную ассамблею, и они имеют куда меньше полномочий, чем шотландские законодатели. Белфаст пытался противостоять Brexit через суд, однако получил в итоге отказ. Поэтому сейчас Северная Ирландия может использовать лишь неформальные рычаги давления.
— После Brexit между Северной Ирландией и Ирландией снова появится серьезная граница. И это может вновь подтолкнуть североирландский терроризм и сепаратизм. На этом некоторые могут поиграть. Поэтому Лондону надо учесть позицию Северной Ирландии по сохранению мягкого режима на границе, — пояснил Александр Тэвдой-Бурмули.
При этом эксперты уверяют, что сильных сепаратистских волнений в Северной Ирландии не будет.
В любом случае переговоры Лондона и Брюсселя должны начаться спустя 11 дней после выборов в британский парламент. Быть или не быть шотландскому референдуму во многом зависит от того, насколько удачные условия удастся выторговать правительству Великобритании. К тому же поддержкой большинства населения Шотландии идея о независимости пока не пользуется. Но результаты переговоров Лондона и Брюсселя могут качнуть маятник в любую сторону.
:
Лидер британских лейбористов призвал к развитию отношений с Россией
Шотландия официально попросила у Мэй разрешения на референдум
Туск: переговоры по Brexit будут сложными и порой конфронтационными