Консультативный комитет по промышленности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) рассмотрел подготовленные российской стороной предложения по реализации программы импортозамещения на территории евразийского пространства. Как рассказали «Известиям» в ЕЭК, к настоящему времени уже определен предварительный перечень промышленных производителей государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), изъявивших готовность к участию в российской программе импортозамещения.
Для участия в евразийской программе импортозамещения были отобраны 62 номенклатурные позиции, охватывающие 17 отраслей промышленности, включая станкоинструментальную, легкую, химическую, энергетического машиностроения и другие. В перечень вошли самые разные проекты — от производства пассажирских кресел для самолетов до изготовления медицинской марли. Конкретные механизмы участия производителей стран ЕАЭС в импортозамещающих проектах еще предстоит дополнительно обсудить на экспертном уровне.
Председатель консультативного комитета по промышленности ЕЭК Сергей Сидорский отметил необходимость выработки согласованных подходов в вопросах импортозамещения и развития промышленной кооперации с учетом евразийского интеграционного потенциала.
— Зачем в рамках программ импортозамещения расходовать бюджетные средства одного государства–члена на освоение производства продукции, которая уже производится в другом государстве — партнере по союзу? Здесь должны работать интеграционные инструменты, которые позволят использовать уже имеющийся потенциал общего рынка союза, оптимально загружать действующие производства в наших странах, — пояснил «Известиям» Сергей Сидорский.
В перечне предприятий государств ЕАЭС, готовых участвовать в реализации российских проектов импортозамещения, значится немало белорусских компаний. Например, «Изолиткоммунпром» претендует на заказ производства пассажирских кресел для нужд гражданского авиастроения. Вагоны-цистерны для пищевой и химической промышленности предлагает выпускать Осиповичский вагоностроительный завод. Медицинскую марлю для российской стороны готово производить Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение, а лимонную кислоту — Скидельский сахарный комбинат. Все проекты имеют различные сроки реализации. Самый дальний горизонт планирования — 2025 год.
Обсуждение тематики импортозамещения в ЕАЭС будет продолжено в рамках консультаций со сторонами и на ближайшем заседании консультативного комитета, намеченном на конец лета — начало осени. На нем планируется рассмотреть проект распоряжения Евразийского межправительственного совета. В этом документе предполагается обозначить как подходы к участию стран союза в проектах по импортозамещению, так и, возможно, механизмы их реализации.
Как рассказали «Известиям» в Министерстве промышленности и торговли РФ, по итогам 2016 года в России были превышены отраслевые плановые показатели по импортозамещению. В частности, в транспортном машиностроении доля импорта составила 3% при плановых 18,5%, в лесной и деревообрабатывающей промышленности — 12,5% при плане 24%, в нефтегазовом машиностроении — 45,5% при плане 56%, в автомобильной промышленности — 34% при плане 41,5%, в радиоэлектронной промышленности — 53,9% при плане 69%, в тяжелом машиностроении — 47,6% при плане 56%.
В отрасли транспортного машиностроения доля закупаемой импортной продукции заметнее всего сократилась по направлениям, где уже ведется выпуск готовой продукции: это генераторы для тепловозов, низкопольные пассажирские трамваи, тяговые двигатели для тепловозов.
С инициативой о привлечении предприятий государств — членов Евразийского экономического союза к российской программе импортозамещения 31 мая 2016 года на заседании Высшего евразийского экономического совета в Астане выступил Владимир Путин. Минпромторгом и Минэнерго России были представлены предложения по более чем 25 промышленным отраслям, которые были проработаны с промышленниками других стран — участниц ЕАЭС.