В Москве считают, что предлагаемые четыре зоны снижения напряженности должны контролировать силы стран, не входящих в тройку гарантов перемирия в Сирии, то есть не российские, иранские или турецкие. Об этом «Известиям» рассказал источник в российском МИДе.
Материалы по теме 3 РФ предложила Совбезу ООН проект резолюции о зонах деэскалации в СирииМирВласти Сирии намерены соблюдать меморандум о зонах деэскалацииМирМИД Сирии выступил против наблюдателей ООН в зонах деэскалацииМирИностранное присутствие в этих зонах должно служить прежде всего снижению уровня насилия, а не разрастанию масштаба конфликта, отмечают дипломаты. При этом привлечение сил ООН также не рассматривается. Эксперты полагают, что таким образом удастся способствовать установлению независимого контроля за соблюдением перемирия в стране.
В зонах снижения напряженности должны находиться международные силы, но не представляющие тройку гарантов перемирия, рассказал «Известиям» источник в российском дипломатическом ведомстве.
— В Москве исходят из того, что российские, турецкие или иранские силы не должны этим заниматься, — пояснил собеседник, добавив также, что не рассматривается привлечение к обеспечению контроля за зонами «голубых касок» ООН.
Как пояснил «Известиям» зампредседателя комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов, присутствие России в Сирии продиктовано прежде всего необходимостью борьбы с терроризмом.
— Урегулирование конфликта в стране — это задача сирийского народа. А потому наше присутствие должно быть ограничено принципом разумной достаточности. То же самое касается Ирана и Турции, — отметил сенатор.
Парламентарий дал понять, что при создании зон снижения напряженности в первую очередь необходимо обеспечить контроль за ними и максимально снизить возможность того, что сирийский конфликт при привлечении сил той или иной страны обретет новое измерение.
Как заявил на брифинге 5 мая замначальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской, установление зон деэскалации позволит высвободить значительные силы правительственных войск и начать широкомасштабное наступление против ИГ (запрещено в РФ). Основные удары будут наноситься при поддержке ВКС РФ в северо-восточной части провинции Алеппо вдоль реки Евфрат в направлении на Ракку и к востоку от Пальмиры для деблокирования Дейр-эз-Зора. Сергей Рудской также добавил, что страны — гаранты меморандума будут помогать правительственным войскам и вооруженной оппозиции в борьбе с ИГ.
Ранее стало известно, что Москва предложила создать в Сирии четыре зоны снижения напряженности: в провинции Идлиб, к северу от Хомса, на юге Сирии и в пригороде Дамаска Восточной Гуте. По периметру границ зон предполагается создать линии разграничения во избежание прямого огневого контакта между сторонами сирийского кризиса. Кроме того, для обеспечения свободного прохода без оружия для мирных граждан предлагается создать блокпосты. Уже 5 мая по итогам очередного раунда переговоров по сирийскому урегулированию в Астане страны — гаранты перемирия (Россия, Иран и Турция) подписали соответствующий меморандум. Москва, Тегеран и Анкара договорились создать совместную рабочую группу для определения границ зон деэскалации и зон безопасности. К 27 мая должны быть подготовлены карты соответствующих районов.
Ранее член комитета по международным делам парламента Сирии, депутат от Партии арабского социалистического возрождения (Баас) Саджи Таама заявил «Известиям», что в Дамаске предпочли бы, чтобы контроль за зонами снижения напряженности обеспечивала именно Москва.
— Российские вооруженные силы представляются наиболее подходящими на эту роль, — отметил депутат.
Впрочем, как считает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, стремление России дистанцировать себя, а также Иран и Турцию от присутствия в упомянутых зонах имеет под собой все основания.
— Тем самым мы не выделяем себя среди других гарантов, поскольку участие исключительно России в обеспечении контроля за зонами снижения напряженности закономерно приведет к появлению вопросов. А у Турции и Ирана в Сирии есть определенные — и во многом противоположные — интересы, — сказал эксперт.
На пути создания зон снижения напряженности и обеспечения контроля в них остается еще немало подводных камней. Как минимум поступающие предложения должны получить одобрение как официального Дамаска, так и вооруженной оппозиции. А добиться этого будет непросто. Тем не менее стремление России исключить из этого процесса себя, а также Иран и Турцию уже можно рассматривать как первый шаг на пути к действительно независимому контролю за соблюдением перемирия.
:СМИ: Турция намерена отгородиться от курдов стеной на границе с Ираном