9 мая Южная Корея выбирает нового президента на смену оскандалившейся Пак Кын Хе, которой ранее был объявлен импичмент за коррупцию и теперь грозит пожизненное заключение.
Материалы по теме3Трамп предъявил Южной Корее счет на $1 млрд за размещение ПРО THAADМирМинобороны Южной Кореи: за новую систему ПРО должны платить СШАМирГлава Госдепа призвал прекратить дипотношения США с Северной КореейМирСамый вероятный победитель — оппозиционер Мун Чжэ Ин — известен своим настроем на примирение с КНДР и несогласием с размещением системы американской ПРО. Его победа может осложнить отношения Сеула с главным союзником — Вашингтоном. А вот в России, как отмечают эксперты, напротив, приход Муна к власти вселяет надежды на возрождение крупных экономических проектов с участием Москвы, Сеула и Пхеньяна.
В минувшие выходные в центре Сеула прошла небольшая демонстрация сторонников отправленной в отставку Пак Кын Хе. Лозунги демонстрантов, преимущественно возрастных сторонников консервативной партии «Сэнури», сводились к «уничтожению врага» — Северной Кореи и призывам к США защитить Южную Корею от «коммунистической угрозы».
Такие проамериканские настроения, подогреваемые алармизмом в отношении Пхеньяна, крайне традиционные для Южной Кореи все последние десятилетия, в 2017 году перестали быть политическим трендом. Молодых людей, выросших в процветающей и мирной стране, волнует не война, а рост безработицы и проблема коррупции. Именно молодежь — главный электорат Мун Чжэ Ина, кандидата самой большой оппозиционной Демократической партии Тобуро.
Последние опросы сулят Муну 42% голосов против 20%, которыми на данном этапе может похвастаться его ближайший соперник — представитель еще одной оппозиционной Народной партии Ан Чхоль Су, недавно провозгласивший себя «южнокорейским Макроном» (с кандидатом в президенты Франции Ана роднит диплом элитного учебного заведения, работа в бизнес-структурах и создание своей политической партии).
Мун Чжэ Ин обещает создать свыше 800 тыс. рабочих мест в госсекторе, провести политическую реформу, сократив срок президентских полномочий с пяти до четырех лет, но позволив главе государства переизбираться на второй срок, а также грозится взяться за реформирование южнокорейских конгломератов, ставших рассадником коррупции (яркий пример — последние коррупционные скандалы в компании Samsung). Но главное, за чем следит международное сообщество на этих выборах, — политика потенциального президента на Корейском полуострове, ситуация на котором заметно обострилась в последние недели.
В интервью журналу Time Мун Чжэ Ин, чьи родители были северокорейскими беженцами, назвал главу КНДР Ким Чен Ына «иррациональным и деспотичным лидером». Но при этом вероятный будущий президент готов вести с неспокойным соседом не только диалог, но и выстраивать экономические связи между двумя Кореями, резко оборванные его предшественницей Пак.
— Политика Мун Чжэ Ина на северокорейском направлении во многом напоминает политику «солнечного тепла» во времена президентов Ким Дэ Чжуна и Но Му Хена (ее суть: оставив решение политических проблем на потом, расширять экономические связи. — «Известия»). Это, конечно, противоречит жесткому настрою США в отношении Северной Кореи и осложнит американские усилия, особенно если американский подход будет по-прежнему ориентирован на военное сдерживание, хотя это и не является неизведанной политической территорией, — сказал «Известиям» эксперт по Восточной Азии университета Западного Кентукки Тимоти Рич.
Отдельная тема — проблема американской системы ПРО THAAD, договоренность о размещении которой под Сеулом с целью перехвата северокорейских ракет была достигнута прошлым летом предыдущими администрациями США и Южной Кореи. Мун Чжэ Ин последовательно выступал против THAAD и даже ездил в декабре в Китай, крайне недовольный усилением американского военного присутствия в регионе, заверять власти в Пекине, что, став президентом, он даст этим договоренностям обратный ход. За пересмотр договоренностей по THAAD выступал, кстати, и Ан Чхоль Су, но в итоге поддержал развертывание ПРО, что стоило ему поддержки многих сторонников.
— Думаю, избрание Муна осложнит ситуацию вокруг THAAD, так как эта система там не очень популярна. Замечание о том, что Южная Корея должна платить за THAAD, а этого не было в первоначальном соглашении, также будет предметом спора, — отметил Тимоти Рич.
В конце апреля президент США Дональд Трамп возмутил Сеул идеей обязать Южную Корею заплатить $1 млрд за американскую ПРО. Буквально на следующий день лидер США отыграл назад, но неприятный осадок у южнокорейцев всё же остался. Тем более ранее Дональд Трамп также подверг сомнению целесообразность торговой сделки США с Кореей, заключенной еще Джорджем Бушем, а также позволил себе крайне болезненное для корейцев заявление о том, что Корейский полуостров якобы был исторической частью Китая.
А вот для России победа настроенного на примирение с Северной Кореей Мун Чжэ Ина будет весьма выгодна, так как позволит вновь выдвинуть на повестку дня ряд амбициозных трехсторонних экономических проектов, сказала «Известиям» эксперт Центра корейских исследований ИДВ РАН Людмила Захарова.
— Если более либеральный президент Южной Кореи будет готов улучшать отношения с Северной без предварительных условий и если он добьется потепления, конечно, Россия сможет вновь выступить с проектом Хасан—Раджин (замороженный Сеулом ввиду ракетных испытаний Севера транспортный коридор, который связывает российский Дальний Восток и Северную Корею по железной дороге с дальнейшей возможной отправкой грузов в Южную Корею из порта Раджин. — «Известия»), — сказала эксперт «Известиям».
В перспективе речь может идти и о возрождении проекта газопровода из России в Южную Корею через КНДР, а также о трехсторонних экономических проектах на российском Дальнем Востоке с участием северокорейской рабочей силы и южнокорейских инвестиций.
:Северная Корея провела запуск баллистической ракеты