Полет нормальный

1. В Кармадонском ущелье погибли сыновья, отцы и мужья, но для тех, кто не знал Сергея Бодрова и членов его съемочной группы лично, время по-настоящему ощутить потерю еще не настало. Оно настанет, когда мы, изучая афиши кинотеатров, осознаем, что потеряли едва ли не единственного по-настоящему живого молодого режиссера и актера, что не будет больше его фильмов, которые всегда было интересно обсуждать, критиковать, хвалить, цитировать и главное - смотреть
Мария Кувшинова

2. "Война" Алексея Балабанова, "Кукушка" Александра Рогожкина, "В движении" Филиппа Янковского, "Любовник" Валерия Тодоровского, "Небо. Самолет. Девушка" Веры Сторожевой, "Звезда" Николая Лебедева, "Чеховские мотивы" Киры Муратовой... В этом году российское кино можно было смотреть без стыда и хвалить без филантропического лукавства, без навязанной чувством долга необходимости поддерживать отечественного производителя. 3. Пока в кинозалах шли достойные отечественные фильмы, система кинематографических поощрений переживала серьезный кризис - награды стремительно обесценивались. Было много некрасивого: невручение Гран-при ММКФ "Кукушке", вручение на "Кинотавре" приза за лучшую мужскую роль президенту фестиваля Олегу Янковскому, избиение "Ники", смехотворные номинации на "Золотой орел", неловкие первые шаги новой Национальной киноакадемии, абсурдная история с российским кандидатом на "Оскар"... Утешает одно: скандалы - это тоже свидетельство жизнеспособности. 4. Американцы, отмечая прирост кинокассы по итогам 2002 года, вспоминают времена Великой депрессии и жалуются на экономический спад. Увеличение кассовых сборов в России - явление скорее противоположного порядка. Никогда прежде цифры в топ-десятке не были такими большими, никогда прежде хитами не становились детские фильмы, никогда прежде отечественное кино не собирало столько, сколько "Олигарх" Павла Лунгина и "Антикиллер" Егора Кончаловского. Разумеется, российские пять с половиной миллионов, вырученные за первого "Гарри Поттера", - кошкины слезки на фоне его многомиллионных прибылей, но тенденция к росту очевидна. Под конец года последний фильм бондианы - "Умри, но не сейчас" стартовал в СНГ с сенсационных двух с половиной миллионов. Но и тем, кто кассовость фильма считает скорее антирекламой, не за что обижаться на отечественных прокатчиков: все достойные (а также многие недостойные) внимания европейские новинки в Москве можно увидеть на большом экране едва ли не раньше, чем в каком-нибудь Нью-Йорке. 5. Мы как-то проглядели момент, когда такое вдруг стало возможным: голливудские актеры Харрисон Форд и Лиам Нисон играют в американском блокбастере положительных русских офицеров, не вызывая при этом ни раздражения, ни злорадства. "К-19" не стал прокатным хитом в Америке, небольшой скандал в России сошел на нет после выхода фильма на наши экраны, и субмарина тихим ходом отправилась в доки киноистории. Но искренность и увлеченность, с которой режиссер Кэтрин Бигелоу работала над этим проектом, и слезы зрителей на премьере в Мариинском театре открыли новую эру глобальной кинематографической копродукции - не технической и финансовой, но идеологической, культурной и человеческой.