ОСТРОВ НЕВЕЗЕНИЯ

В Москве состоялась премьера "Парка юрского периода III" - нового фильма о приключениях австралийского актера Сэма Нила и его веселых друзей-динозавров. Стивен Спилберг в отличие от двух первых серий только продюсер фильма, а режиссер - Джо Джонстон ("Джуманджи"). Этот простенький (по мыслям, но не по компьютерным эффектам) фильм вызвал весьма разноречивые мнения даже среди обозревателей отдела культуры газеты "Известия". Одни сочли, что он совсем не страшный и может рассматриваться как авантюрная комедия, рекомендованная к просмотру с тринадцати лет. Другие решили, что третья серия "Парка" гораздо кровавее двух первых и задумались: "Почему?"
Мария Кувшинова
В Москве состоялась премьера "Парка юрского периода III" (фото: НТВ.Ru)

Третий фильм в отличие от двух предыдущих не опирается на литературный источник - из книги Майкла Крайтона взяты только персонажи и названия. Поэтому в задачу сценаристов входило, как в порнофильме, наскоро набросать сюжетное обоснование происходящим в кадре безобразиям. Однако прелюдия несколько затянулась, и первые полчаса, пока идут сборы (подготовка к путешествию на остров динозавров) и переговоры, фильм смотреть откровенно скучно. Потом Сэм Нил и еще несколько человек оказываются на острове, на котором когда-то находилась базовая лаборатория организации, разводившей гадов в коммерческих целях. Главные герои прилетают, чтобы спасти подростка, который пропал где-то в этих краях вместе со своим парашютом. Татьяна Толстая как-то заметила, что исторически безграмотные американцы благодаря Спилбергу стали воспринимать давно перемерших чудовищ как своих современников. С нашим зрителем похожую шутку проделало ОРТ, в свое время пригласив Николая Дроздова озвучивать "Прогулки с динозаврами": "Смотрите, друзья, вот молодая самка раптора отправляется в лощину, чтобы отложить яйца". Да и как не поверить в реальность этих существ, когда от "Парка" к "Парку" мимика доисторических животных становится все более реалистичной, а описание их быта все более правдоподобным! Даже странно, что Спилберг до сих пор не додумался клонировать для своих фильмов настоящих динозавров - тут уже точно ни один палеонтолог не подкопается. В новой серии можно, например, увидеть значительно улучшенных велоцерапторов - за восемь лет, прошедших с первого "Парка", ученые успели выяснить, что эти хищники были покрыты оперением и могли разговаривать. Поскольку тиранозавры всем давно приелись, создателям картины пришлось привлечь к делу спинозавра, о котором достоверно не известно, существовал ли он вообще. Единственный скелет погиб во время Второй мировой войны, и облик пришлось восстанавливать по старым рисунками и "воспоминаниям очевидцев". 14-метровую тварь старательно изготовляли десять месяцев, а некоторые детали даже получили клеймо "одобрено НАСА". Спинозавр получился таким реалистичным, что актрисе Теа Леони не понадобилось изображать испуг - она перетрухала на съемках взаправду. Однако вся работа дизайнеров и компьютерщиков, считай, пропала даром. Чтобы расширить аудиторию за счет подростков, авторы фильма ухитрились снять самый безобидный ужастик, совершенно не способный травмировать детскую психику. Помимо хищных динозавров, от которых герои постоянно с успехом ускользают, зрителя пытаются напугать аккуратно обглоданным скелетом (1 шт.) и кровавым пятном на лобовом стекле самолета. Не имея возможности нагнетать обстановку за счет кровавых деталей, Джонстон пытается создать хоть какое-то подобие трагического эффекта при помощи параллельного монтажа. Трое в лодке, не считая ребенка, отбиваются от спинозавра, одновременно пытаясь дозвониться до Америки, но трубку вместо героини Лоры Дерн, в которой все их спасение, берет трехлетний малыш, который в этот момент смотрит передачу про веселого розового динозаврика, разительно не похожего на бултыхающуюся в воде тварь. Челюсти Смена режиссера все-таки невероятно сильно повлияла на сериал про оживший юрский зоосад: просветительская сага про динозавров превратилась в натуральный хоррор, мрачноватую страшилку, где льется кровь, хрустят кости и перемалываются черепа. В первой, классической серии вообще мало кого съедали, да и тех довольно целомудренно: живьем, целиком, без подробностей. Здесь же персонажей рвут на части, грызут, протыкают чудовищным когтем, а затем ломают шею и проч. "Затерянный мир" превратился в фильм "Челюсти", в кадре - смрадные пасти, злобные глаза и бесконечные ряды резцов, клыков, коренных, никогда не знавших зубной щетки. Ноги, крылья, хвост отставлены за ненадобностью: главное - зубы! Динозавров из третьей части уже невозможно любить, ими нельзя восхищаться, любоваться этой зубастой дрянью довольно проблематично - от них надо бежать, бежать без оглядки и с выпученными глазами, чем, собственно, герои фильма и занимаются. Сперва главным злом были гады-человеки, понаделавшие зверей в корыстных целях, а главной идеей - мысль о том, как трудно быть Богом. Теперь же, в третьей части, о людях, сотворивших Парк юрского периода, совсем забывают (что сделано, то сделано), и на сцену выходит главное, непосредственное, первородное Зло, вечный враг человека - Природа, воплощенная во всех этих кожистых тварях. "А раньше (в предыдущих сериях. - А. М.) вы любили динозавров", - с грустью говорит смышленый мальчик доктору Гранту. "Да, но раньше они не пытались меня съесть", - резонно отвечает доктор. Новейший "Парк" - каталог страхов городского человека: в ваш дом влезает гадкий клюв, самолет сбивает гадкий хвост, камеру Sony Handicam давит гадкая лапа. Придет злобное чудовище, проглотит мобильный телефон, набор кредитных карт и потянется высосать ваш мозг. Выезжающий на пленэр горожанин подсознательно ждет чего-то подобного - об этом и фильм. Алексей МУНИПОВ Цвет денег Первый из "Парков" (фильм вышел в 1993-м) стал одним из самых занятных коммерческих проектов новейшего времени. Занятным было уже то, что фильм Спилберга был сделан по совершенно иным коммерческим законам, нежели первоисточник - роман Майкла Крайтона. И роман, и фильм замышлялись как хиты (и стали суперхитами), но общее между ними - только динозавры. Мало кто знает и верит, что роман "Парк юрского периода" - вполне интеллектуальный, почти из одного ряда с "Именем Розы". Самое интересное в нем - теория хаоса, изобретенная персонажем по имени Ян Малколм, а на деле самим Крайтоном (при помощи этой теории объяснялись закономерности в развитии и кризисах любых так называемых "подвижных систем": от семьи до трудового коллектива, и от погоды до аттракциона с живыми динозаврами "Парк юрского периода"). Кроме того, как и "Имя Розы", роман Крайтона был интеллектуальной игрой. Читая "Имя Розы", каждый постоянно сверялся со схемой монастыря, изучал средневековые понятия (иначе было не понять логики убийств) и таким образом сам вел расследование. Читая "Парк", каждый натыкался на загадочные (нарисованные в книге) таблицы, которые герои видели на экранах компьютеров, и тоже поневоле начинал их расшифровывать. Но кто не хотел напрягаться, мог пропускать и цитаты из теории хаоса, и таблицы. Сюжет от этого не страдал. Короче, Крайтон сочинил роман двухуровневый: для избранных - но также и для всех. Спилберг решал иную задачу. Ему надо было окупить 70-миллионные затраты на фильм. А кто сейчас главная публика? Дети, которых будут сопровождать родители (причем не только умные). Потому из фильма изъяли теорию хаоса, а разрекламированные "ужасы" сделали нестрашными. В романе Крайтона от динозавров несет блевотиной. У Спилберга - страшилища романтизированы. Встреча с ними - пусть опасное, но приключение. Спилберг расчетливо привил детям моду на динозавров: параллельно налаживался выпуск игрушечных динозавриков, принесших деловому киномэтру миллионные доходы. Третий "Парк" - просто эксплуатация приема. Халтура. Заколачивание бабок, как при гастрольном "чесе". Почему же стало больше натурализма? Потому что пора менять коммерческий маневр. Игрушки-динозавры давно распроданы. Теперь динозавров можно изобразить и монстрами. Главная коммерческая задача третьего "Парка" - подогреть интерес к четвертому (который несомненно будет). В третьем "Парке" обещано, что шутки закончились, и уж четвертый-то фильм будет по-настоящему крутым. Не зря в финале фильма птеродактили летят на большую землю. Пора-пора выпускать "юрских" в Нью-Йорк - не одной же Годзилле там бузить? Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ