Третий фильм в отличие от двух предыдущих не опирается на литературный источник - из книги Майкла Крайтона взяты только персонажи и названия. Поэтому в задачу сценаристов входило, как в порнофильме, наскоро набросать сюжетное обоснование происходящим в кадре безобразиям. Однако прелюдия несколько затянулась, и первые полчаса, пока идут сборы (подготовка к путешествию на остров динозавров) и переговоры, фильм смотреть откровенно скучно. Потом Сэм Нил и еще несколько человек оказываются на острове, на котором когда-то находилась базовая лаборатория организации, разводившей гадов в коммерческих целях. Главные герои прилетают, чтобы спасти подростка, который пропал где-то в этих краях вместе со своим парашютом. Татьяна Толстая как-то заметила, что исторически безграмотные американцы благодаря Спилбергу стали воспринимать давно перемерших чудовищ как своих современников. С нашим зрителем похожую шутку проделало ОРТ, в свое время пригласив Николая Дроздова озвучивать "Прогулки с динозаврами": "Смотрите, друзья, вот молодая самка раптора отправляется в лощину, чтобы отложить яйца". Да и как не поверить в реальность этих существ, когда от "Парка" к "Парку" мимика доисторических животных становится все более реалистичной, а описание их быта все более правдоподобным! Даже странно, что Спилберг до сих пор не додумался клонировать для своих фильмов настоящих динозавров - тут уже точно ни один палеонтолог не подкопается. В новой серии можно, например, увидеть значительно улучшенных велоцерапторов - за восемь лет, прошедших с первого "Парка", ученые успели выяснить, что эти хищники были покрыты оперением и могли разговаривать. Поскольку тиранозавры всем давно приелись, создателям картины пришлось привлечь к делу спинозавра, о котором достоверно не известно, существовал ли он вообще. Единственный скелет погиб во время Второй мировой войны, и облик пришлось восстанавливать по старым рисунками и "воспоминаниям очевидцев". 14-метровую тварь старательно изготовляли десять месяцев, а некоторые детали даже получили клеймо "одобрено НАСА". Спинозавр получился таким реалистичным, что актрисе Теа Леони не понадобилось изображать испуг - она перетрухала на съемках взаправду. Однако вся работа дизайнеров и компьютерщиков, считай, пропала даром. Чтобы расширить аудиторию за счет подростков, авторы фильма ухитрились снять самый безобидный ужастик, совершенно не способный травмировать детскую психику. Помимо хищных динозавров, от которых герои постоянно с успехом ускользают, зрителя пытаются напугать аккуратно обглоданным скелетом (1 шт.) и кровавым пятном на лобовом стекле самолета. Не имея возможности нагнетать обстановку за счет кровавых деталей, Джонстон пытается создать хоть какое-то подобие трагического эффекта при помощи параллельного монтажа. Трое в лодке, не считая ребенка, отбиваются от спинозавра, одновременно пытаясь дозвониться до Америки, но трубку вместо героини Лоры Дерн, в которой все их спасение, берет трехлетний малыш, который в этот момент смотрит передачу про веселого розового динозаврика, разительно не похожего на бултыхающуюся в воде тварь. Челюсти Смена режиссера все-таки невероятно сильно повлияла на сериал про оживший юрский зоосад: просветительская сага про динозавров превратилась в натуральный хоррор, мрачноватую страшилку, где льется кровь, хрустят кости и перемалываются черепа. В первой, классической серии вообще мало кого съедали, да и тех довольно целомудренно: живьем, целиком, без подробностей. Здесь же персонажей рвут на части, грызут, протыкают чудовищным когтем, а затем ломают шею и проч. "Затерянный мир" превратился в фильм "Челюсти", в кадре - смрадные пасти, злобные глаза и бесконечные ряды резцов, клыков, коренных, никогда не знавших зубной щетки. Ноги, крылья, хвост отставлены за ненадобностью: главное - зубы! Динозавров из третьей части уже невозможно любить, ими нельзя восхищаться, любоваться этой зубастой дрянью довольно проблематично - от них надо бежать, бежать без оглядки и с выпученными глазами, чем, собственно, герои фильма и занимаются. Сперва главным злом были гады-человеки, понаделавшие зверей в корыстных целях, а главной идеей - мысль о том, как трудно быть Богом. Теперь же, в третьей части, о людях, сотворивших Парк юрского периода, совсем забывают (что сделано, то сделано), и на сцену выходит главное, непосредственное, первородное Зло, вечный враг человека - Природа, воплощенная во всех этих кожистых тварях. "А раньше (в предыдущих сериях. - А. М.) вы любили динозавров", - с грустью говорит смышленый мальчик доктору Гранту. "Да, но раньше они не пытались меня съесть", - резонно отвечает доктор. Новейший "Парк" - каталог страхов городского человека: в ваш дом влезает гадкий клюв, самолет сбивает гадкий хвост, камеру Sony Handicam давит гадкая лапа. Придет злобное чудовище, проглотит мобильный телефон, набор кредитных карт и потянется высосать ваш мозг. Выезжающий на пленэр горожанин подсознательно ждет чего-то подобного - об этом и фильм. Алексей МУНИПОВ Цвет денег Первый из "Парков" (фильм вышел в 1993-м) стал одним из самых занятных коммерческих проектов новейшего времени. Занятным было уже то, что фильм Спилберга был сделан по совершенно иным коммерческим законам, нежели первоисточник - роман Майкла Крайтона. И роман, и фильм замышлялись как хиты (и стали суперхитами), но общее между ними - только динозавры. Мало кто знает и верит, что роман "Парк юрского периода" - вполне интеллектуальный, почти из одного ряда с "Именем Розы". Самое интересное в нем - теория хаоса, изобретенная персонажем по имени Ян Малколм, а на деле самим Крайтоном (при помощи этой теории объяснялись закономерности в развитии и кризисах любых так называемых "подвижных систем": от семьи до трудового коллектива, и от погоды до аттракциона с живыми динозаврами "Парк юрского периода"). Кроме того, как и "Имя Розы", роман Крайтона был интеллектуальной игрой. Читая "Имя Розы", каждый постоянно сверялся со схемой монастыря, изучал средневековые понятия (иначе было не понять логики убийств) и таким образом сам вел расследование. Читая "Парк", каждый натыкался на загадочные (нарисованные в книге) таблицы, которые герои видели на экранах компьютеров, и тоже поневоле начинал их расшифровывать. Но кто не хотел напрягаться, мог пропускать и цитаты из теории хаоса, и таблицы. Сюжет от этого не страдал. Короче, Крайтон сочинил роман двухуровневый: для избранных - но также и для всех. Спилберг решал иную задачу. Ему надо было окупить 70-миллионные затраты на фильм. А кто сейчас главная публика? Дети, которых будут сопровождать родители (причем не только умные). Потому из фильма изъяли теорию хаоса, а разрекламированные "ужасы" сделали нестрашными. В романе Крайтона от динозавров несет блевотиной. У Спилберга - страшилища романтизированы. Встреча с ними - пусть опасное, но приключение. Спилберг расчетливо привил детям моду на динозавров: параллельно налаживался выпуск игрушечных динозавриков, принесших деловому киномэтру миллионные доходы. Третий "Парк" - просто эксплуатация приема. Халтура. Заколачивание бабок, как при гастрольном "чесе". Почему же стало больше натурализма? Потому что пора менять коммерческий маневр. Игрушки-динозавры давно распроданы. Теперь динозавров можно изобразить и монстрами. Главная коммерческая задача третьего "Парка" - подогреть интерес к четвертому (который несомненно будет). В третьем "Парке" обещано, что шутки закончились, и уж четвертый-то фильм будет по-настоящему крутым. Не зря в финале фильма птеродактили летят на большую землю. Пора-пора выпускать "юрских" в Нью-Йорк - не одной же Годзилле там бузить? Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ