Это настоящая святочная история. В ней происходили невероятные совпадения, люди находили друг друга через границы и расстояния, совершались чудеса. Только волшебную палочку заменили скальпели, а добрых фей - врачи разных стран.
Жадыра в переводе с казахского означает Сияющая. Она и впрямь сияет, быстро перебирая пальцами по клавиатуре ноутбука - делает сайт для товарищей по несчастью. Теперь она может все - ходить, говорить, смеяться, кокетничать, прикрывая швы на шее ярким платком.
- У меня большие планы, - шепчет Жадыра. - Хочу закончить образование, стать юристом.
- Что ты шепчешь? Говори громко, ты же теперь можешь! - подбадривает ее доктор Паршин.
- Боюсь! - прибавляет она звук - ясно, что ничего уже не боится.
Четыре года назад автоавария в один миг разрушила все планы выпускницы Казахского национального университета Жадыры Игликовой. Черепно-мозговая травма, переломы всего, что только можно сломать, долгая кома, дыхание через трахеостому - трубку в горле. "Мы сделали все, что могли", - отводили глаза врачи, отдавая ее родителям. Но они не сдались: вспомогательное дыхание, массаж, уколы, снова массаж. Через полтора года после аварии она пошевелила пальцами ног, потом открыла один глаз. Потом начала задыхаться - от трубки в трахее разрасталась рубцовая ткань, шло воспаление. Родители отвезли ее в Китай, так было ближе. Там поставили стент - искусственную трахею, но и она зарастала рубцовой тканью. Бесконечные чистки под наркозом, полет в одну из лучших клиник Израиля, приговор: поможет только пересадка трахеи.
Пересадка этого простого на вид органа - трубки, по которой идет воздух в легкие, - на самом деле одна из нерешенных проблем трансплантологии. У трахеи нет собственных артерий, кровь в нее поступает за счет близлежащих органов. Попытки пересадить саму трахею заканчиваются отторжением. Да и найти неповрежденную донорскую трахею - тоже проблема. Обычно потенциальных доноров органов пытаются спасать до конца, часто приходится разрезать трахею и вставлять ту самую дыхательную трубку...
Четыре года назад заведующий отделением хирургии легких и средостения Российского научного центра хирургии РАМН, доктор медицинских наук Владимир Паршин успешно пересадил пациенту трахею вместе с щитовидной железой - мужчина жив и здоров по сей день. Но повторить успех так и не удалось, хотя больных, нуждающихся в подобной операции, немало.
В начале 2010 года в Россию приехал один из лучших хирургов Европы доктор Паоло Маккиарини, руководитель отделения регенеративной медицины университетской клиники Барселоны. Он разработал уникальную клеточную технологию выращивания трахеи в биореакторе. Сначала трупную трахею освобождал от всех мягких тканей, оставляя по сути лишь ее хрящевой каркас. Потом "засевал" его специально подготовленными вместе с учеными Швеции и Британии клетками костного мозга пациента, стимулировал различными факторами роста - постепенно на каркасе нарастала "родная" слизистая, трахею можно было вживлять пациенту.
Доктор Паоло Маккиарини пошел дальше - биореактором стал сам организм больного. Ему сразу пересаживали каркас донорской трахеи и "засевали" его же клетками и нужными препаратами прямо во время операции. Организм не отторгал биопротез, принимая трахею за свою - лекарства, подавляющие иммунитет, стали не нужны.
Когда Маккиарини прочел в Москве лекции и провел мастер-класс, ему мало кто поверил: чудеса какие-то, сказки! Впрочем, пока не слишком верят и в Европе. А в РНЦХ поверили, потому что сами создают подобные уникальные технологии.
Недавно в центре создали и лабораторию генетики - без исследований в этой области современная хирургия продвигаться вперед не сможет, считают здесь. Клеточные технологии и генно-инженерные конструкции позволят помогать пациентам, которым сегодня не в состоянии помочь и самая виртуозная хирургическая техника.
- Анализировали, думали, спорили - пришли к выводу, что никаких чудес тут нет, а есть генно-инженерная наука и хорошая хирургия, - говорит директор центра профессор Сергей Дземешкевич. - Наши хирурги и генетики побывали в Испании, ассистировали Паоло в операциях.
Врачей поддержал фонд "Наука за продление жизни". Планировали затем экспериментировать дома, но тут случилась история с Жадырой. Ее мама Шолпан прочитала про доктора Паршина в интернете, когда надежды уже почти не оставалось - дочери становилось все хуже. Позвонила, ей сказали: прилетайте. Состояние девушки было критическим, времени для подготовки донорского каркаса не было. Тогда доктор Маккиарини привез готовый и сам ассистировал российским коллегам - операция прошла 7 декабря. Наверняка она, да и сама хрупкая и мужественная девушка войдут в анналы российской и мировой медицины - это была всего восьмая подобная операция в мире.
На днях доктор Маккиарини прилетал проведать пациентку. Биопротез ведет себя превосходно, изнутри уже появилась новенькая слизистая оболочка, значит, Жадыра будет дышать, говорить на всех четырех языках, которые знает - кроме казахского и русского она владеет английским, а за годы лечения выучила еще и китайский - и даже петь, если захочет, как все обычные девушки.
Вот такие чудеса. А все остальное идет как положено. Сияющая Жадыра строит свой сайт и заново учится ходить - целых четыре года у нее сил хватало только на то, чтобы дышать. Доктор Маккиарини оперирует в своей клинике. Доктор Паршин готовится к пересадке трахеи следующему пациенту. Доктор Дземешкевич планирует создать Европейский центр хирургии дыхательных путей... Жизнь продолжается.