Посторонним вход разрешен

Камерный музыкальный театр, носящий имя своего основателя Бориса Александровича Покровского, открыл 39-й сезон новым спектаклем "Контракт для Пульчинеллы с оркестром, или Посторонним вход разрешен". Постановка посвящена 300-летию итальянца Джованни Баттисты Перголези
Мария Бабалова
"Контракт для Пульчинеллы" — комедия о закулисной жизни театра (фото: Игорь Захаркин/"Известия")

Камерный музыкальный театр, носящий имя своего основателя Бориса Александровича Покровского, открыл 39-й сезон новым спектаклем "Контракт для Пульчинеллы с оркестром, или Посторонним вход разрешен". Постановка посвящена 300-летию итальянца Джованни Баттисты Перголези. Но это тот случай, когда поклонники барочной оперы - и особенно аутентичного исполнения - могут не беспокоиться. Представление для тех, кто готов просто посмеяться.

Перголези за свою очень короткую, 26-летнюю жизнь создал несколько произведений, оставшихся в веках. Это прежде всего знаменитый католический гимн Stabat Mater, а также "Служанка-госпожа" - первый известный образец классической оперы-буфф, которая послужила поводом для так называемой войны буффонов (полемика между сторонниками и противниками оперы-буфф) в Париже в 1752 году.

Камерный театр задумал взяться за постановку менее популярных опер итальянца - "Ливьетта и Траколло" и "Учитель музыки". Однако постановщики - дирижер Владимир Агронский и режиссер Михаил Кисляров - в процессе работы пришли к выводу, что эти оперы "слабоваты и по музыке, и по сюжету". А потому, добавив немного музыки из балета с пением Стравинского "Пульчинелла", написанного по мотивам опер Перголези, театр решил приготовить оперное пастиччо, то есть паштет. Русское либретто сочинили Ирина Масленникова и Екатерина Поспелова.

Пульчинелла (от итальянского "цыпленок") - персонаж итальянской комедии дель арте, остряк и весельчак. Постановка Камерного театра - это ироническая комедия о закулисных буднях оперного театра. Сразу с порога попадаешь в закулисье. В одном углу разминаются танцовщики, рядом репетируют музыканты. В закутке костюмерша наглаживает наряды для артистов. Добро пожаловать туда, куда посторонним обычно вход воспрещен.

Действующие лица - Импресарио (Анатолий Захаров), Маэстро (Борислав Молчанов) - гений местного значения с комплексом Наполеона, его фаворитка (Мария Патрушева) - начинающая певица, ее соперница (Екатерина Ферзба), другие артисты и реальные рабочие сцены, которые в реальности не прочь сопроводить свой труд крепким словечком. Но, оказавшись по другую сторону рампы, они хранят неправдоподобное молчание...

Все остальные честно имитируют жизнь театра. Получается очень суетливо, но эпизодически смешно. Например, балерина не расстается с инструкцией по похудению, Маэстро перманентно флиртует с юной певицей, а в это время его ассистентка (Ирина Пьянова) за всеми шпионит и всех муштрует. Представляемое зрелище рождает ощущение тотальной неразберихи, переходящей в панику и истерический хохот.

Музыка возникает между разговорными диалогами какими-то отрывками - без особого смысла и вне барочного стиля. Несколькими красивыми фразами пока смогли похвастаться только сопрано Екатерина Ферзба и тенор Борислав Молчанов. Зато все артисты очень старались, чтобы публике было весело.