Назад в будущее

Сегодняшний транспортный коллапс, наплыв мигрантов и хаотичная застройка исторического центра Москвы были предсказаны еще в начале прошлого века. В 1914 году товарищество "Эйнем" (нынешняя фабрика "Красный Октябрь") выпустило серию открыток "Москва в будущем", ставшую сегодня раритетом. Как писали авторы в предисловии к серии, "каждому, кто знает и любит Москву, не безынтересно будет мысленно взглянуть на то, что будет с Москвой и ее обитателями приблизительно через 200-300 лет"... "Известия" первыми публикуют все эти восемь "предсказаний", оформленных неизвестным художником. О том, какие из них сбылись, а какие нет и почему, филокартист и архитектор Арсен Мелитонян рассказал в интервью корреспонденту "Известий".
Николай Морозов
В 1914 году москвичи предсказали развитие столицы на 200 лет вперед

Сегодняшний транспортный коллапс, наплыв мигрантов и хаотичная застройка исторического центра Москвы были предсказаны еще в начале прошлого века. В 1914 году товарищество "Эйнем" (нынешняя фабрика "Красный Октябрь") выпустило серию открыток "Москва в будущем", ставшую сегодня раритетом. Как писали авторы в предисловии к серии, "каждому, кто знает и любит Москву, не безынтересно будет мысленно взглянуть на то, что будет с Москвой и ее обитателями приблизительно через 200-300 лет"... "Известия" первыми публикуют все эти восемь "предсказаний", оформленных неизвестным художником. О том, какие из них сбылись, а какие нет и почему, филокартист и архитектор Арсен Мелитонян рассказал в интервью корреспонденту "Известий" Николаю Морозову.

вопрос: Эта серия открыток была издана в начале XX века, когда в столице не было ни перегруженных дорог, ни миграционной проблемы. Откуда такой пессимизм у авторов?

ответ: Это вам из сегодняшнего дня кажется, что авторы были пессимистами. Хотя, на мой взгляд, на этих открытках в наивно-игровой форме отражено ожидание технического прорыва, транспортного бума.

Не стоит забывать, что в 1913-1914 годах, когда эти открытки готовились к выпуску, Россия находилась на пике экономического и технологического развития. Отсюда такое большое внимание транспорту: машинам, поездам, троллейбусам, автобусам, наивным аэросаням и футуристическому переплетению монорельсовых дорог. Есть здесь и метрополитен, которого тогда еще не было, но мечты, о котором уже занимали умы горожан.

в: В то время, кажется, широко обсуждался проект ветки метро, проходящей прямо по Красной площади?

о: Да, такая задумка была. И, судя по всему, художник прекрасно о ней знал и ее поддерживал. Посмотрите на открытку. Там, где спустя некоторое время появился Мавзолей, стоит многоэтажное здание вокзала. На брусчатке, которая сейчас бережно охраняется от вандалов, пыль, суматоха, десятки бьющихся машин и троллейбусов, безумная толпа и одинокий полицейский с саблей, каким-то образом пытающийся регулировать движение.

в: Эти открытки можно считать тогдашней критикой власти, сатирой?

о: Это не критика власти, а наивное и милое предсказание будущего. Отрицание прошлого - ключевая черта любого технологического всплеска. Герои этих карточек не обращают никакого внимания на культурное наследие. Хаос мысли здесь присутствует во всем - в архитектуре, в технике. И невольно напрашивается аналогия с нынешней ситуацией, когда у нас на глазах исчезают многие исторические здания.

Город с открыток - это почти современная Москва с ее архитектурной эклектикой. При этом автор предвосхитил многие вещи, такие, как монорельс, троллейбус или трамвай. Но он не только нарисовал, но и раскритиковал их. Троллейбусы и трамваи мешают движению, создавая заторы. Посмотрите за окно - разве сейчас не так?

Несмотря на всю поверхностность прогноза, автор угадал, что единственное спасение от транспортного кризиса - воздушные транспортные системы вроде монорельса. Но, конечно, более полезного, чем тот, что соорудили наши современники у ВДНХ.

в: Но ведь это прогнозы на XXII-XXIII века, а у нас на дворе XXI...

о: Это верно. Ожидалось, что нынешняя сумятица придет позднее. Но в этом-то и заключается недостаток всех прогнозов и предсказаний. Они создавались с точки зрения жителя царской России. Тогда жизнь текла медленней. Потом в силу различных событий темпы ускорились.

в: И получилось очень по-хоже...

о: Да, но что самое интересное, есть совпадения абсолютные. Например, открытка с видом на Лубянскую площадь один в один попала в то, как преобразилась площадь к нашему времени. Там изображено метро "Лубянка", на дальнем плане два здания. Одно из них в точности повторяет очертания "Детского мира", построенного уже в советские годы. Но есть и наивные вещи, вроде аэросаней, которые мчатся по ледяному Петербургскому шоссе мимо ресторана "Яръ". Хотя гололед и у нас случается, и аэросани, наверное, тоже бы пригодились...