На акулу-людоеда охотятся ловцы кальмаров

Четыре рыболовецких судна вышли на поимку морского хищника на Дальнем Востоке
Дмитрий Евстифеев, Елизавета Маетная,
фото: SXC.hu

В Приморье началась охота на акулу-людоеда, покалечившую двух отдыхающих. В море вышли четыре судна с рыболовами и ихтиологами на борту. Штаб по поимке хищника возглавил замгубернатора Приморского края Игорь Улейский. Он, правда, остается на берегу.

Корабли, оборудование и экипаж предоставили местные рыболовецкие предприятия «Зарубинская база флота» и «Акватехнологии». Компании, занимающиеся ловлей и консервированием морского гребешка, кальмара и сельди, с неожиданным азартом втянулись в охоту на акулу-людоеда.

— На самом деле мы уже второй день выходим на охоту, — признается начальник службы мореплавания «Зарубинской базы флота» Петр Литвинов. — План простой: разбрасываем на участке акватории свиные потроха, смоченные кровью, а затем прочесываем территорию с сетью. Захват у нее до полутора километров. Акула запутается в ней жабрами.

Рыбаки в успех мероприятия не верят: говорят, проще найти иголку в стоге сена, чем акулу в приморской акватории. Но все равно упорно выходят в море, не жалея солярки.

— Это лучше, чем сидеть сложа руки, верно? — философски рассуждает Петр Литвинов. — Я сам купаться с детьми езжу и не хочу становиться чьим-то ужином.

Тем временем приморские чиновники уже готовы сами взяться за гарпун и расправиться с акулой, из-за которой администрация края который день гудит как улей. Буквально через каждый час проходят совещания, на которых обсуждается стратегия охоты. Подстегивает загонщиков лично Игорь Улейский, возглавивший оперативный штаб.

— Вот только что закончили совещаться, — устало рассказали "Известиям" в администрации . — Определили район поисков: одно судно будет прочесывать территорию от Славянского залива до острова Русский, другие три — от мыса Гамова до границы с КНДР.

Отдельно поплывут ученые, которые будут по ходу операции сужать круг поисков с помощью своих расчетов.

— Чем больше будет кораблей, тем больше информации получим, — говорит профессор Владимир Долганов, он возглавляет научную часть экспедиции. — Может быть, что-нибудь и поймаем, хотя такого опыта ни у кого в Приморье нет.

Директор института биологии моря им. Жирмунского академик РАН Андрей Адрианов ведет переговоры с японским консулом, чтобы во Владивосток прислали специальные антиакульи ярусы, которыми оградят места миграции хищниц.

Уже решено, что со следующего года в Приморье появится служба мониторинга опасных акул. «Когда хищницы будут подходит к пляжам, мы будем их закрывать», — объясняет Владимир Долганов, назначенный руководителем новой службы.

Сколько других морских обитателей пострадает в результате операции «Акула», никто не считает. Но когда два года назад браконьеры установили сети с крабовыми ловушками в районе Дальневосточного морского заповедника, в них попал восьмиметровый кит. С помощью лебедки его вытащили на берег, но спасти не удалось — гигантское животное задохнулось в сетях. По ночам посмотреть на мертвого морского гиганта приходил даже леопард, говорят сотрудники заповедника.

Если акула-людоед не попадет в сети, то через пару-тройку недель, когда начнется похолодание и вода остынет, она сама уйдет на Корейский полуостров. Впрочем, отмечают ученые, за последние 20 лет маршруты северных миграций белой акулы несколько изменились, и они теперь появляются даже в холодной воде. Две крупные самки белой акулы были выловлены в Японском море у побережья Хоккайдо. Температура воды была тогда 7 и 10 град. тепла.