Христос написал историю Иисуса

По версии Филипа Пулмана, дева Мария родила двойню. Иисус стал пророком. Христос — писателем
Лиза Новикова
фрагмент обложки издания

Издан новый роман «Хороший человек Иисус и негодник Христос» автора трилогии «Темные начала» Филипа Пулмана.

Знаменитый английский писатель Филип Пулман принял участие в проекте «Мифы» издательства Canongate. Уже несколько лет авторы из разных стран представляют современные версии древних мифов и религиозных сюжетов: Маргарет Этвуд рассказала о Пенелопе, Антония Байет — о Рагнареке, а Виктор Пелевин отправился в лабиринт Минотавра. Но самая сложная тема — «Христианство» — досталась Филипу Пулману, человеку, которому и так приходится появляться на литературных фестивалях в присутствии охраны. Его лучшие детские книги — фантастическая трилогия «Темные начала» — уже заслужили ему славу главного антиклерикального автора.

От звания «самого известного атеиста», которым его наградила пресса, он отнекивается. Для такого титула в его книгах не хватает юмора, а ведь нет ничего нелепее, чем неостроумный атеист. Какими бы возмущенными письмами ни забрасывали Пулмана излишне фанатичные родители, дети все равно почитают его как одного из самых известных детских писателей. Вместе с Джоан Роулинг он составляет пару ключевых вкусовых альтернатив вроде «чай — кофе», «Толстой — Достоевский».

По словам самого писателя, на его замысел повлияла беседа с архиепископом Кентерберийским: тот посетовал, что не обнаружил в «Темных началах» упоминаний Христа. И когда уже детская аудитория стала расспрашивать Пулмана, с кем из исторических личностей ему хотелось бы встретиться, он ответил: «С Христом. Если бы я мог поужинать с ним, то уточнил бы множество вопросов, которые оставляет чтение Нового Завета. Я бы его еще и сфотографировал».

В самом имени — Иисус Христос — Пулман увидел зарождение сюжета. В романе не один герой, а два: у Марии рождается двойня, молчаливый Иисус становится пророком, а более приземленный Христос превращается в его загадочного двойника. Иисус у Пулмана тихо живет и помогает людям, руководствуясь только своими принципами. Лишь однажды он произносит долгий и страстный монолог, сцена в Гефсиманском саду — одна из самых выразительных в романе, свои опасения герой излагает с последней прямотой: «Лица высокопоставленные будут строить пышные дворцы и храмы, и расхаживать там с важным видом, и облагать налогами бедняков, чтобы те оплачивали их роскошь; и само Писание станут они держать в секрете, говоря, что есть истины слишком сакральные, чтобы открыть их простецам».

Все, что затем происходит с Иисусом — а в этих описаниях Пулман довольно точно следует канону, — случается потому, что будущим поколениям нужен не свод правил, а занимательный миф. Человеку мало истины, пусть самой выразительной и афористичной, ему нужно еще и, условно говоря, интервью с Иисусом, и большая цветная фотография из раздела «Происшествия». Христос, которому приходится сыграть при брате чуть ли не все роли — от хроникер до предателя, — пишет историю Иисуса по заказу странного «незнакомца». Весь роман автор держит читателя в напряжении, не давая точного ответа на вопрос, кто же этот незнакомец. К финалу выясняется, что это не так важно. Главное, что сложилась сама эта история, милостивая к одной из человеческих слабостей — жадной потребности в искусном рассказе.