Корабельный «МиГ» пролетел мимо палубы

Минобороны бракует МиГ-29 из-за вскрывшихся проблем с бортовой электроникой
Денис Тельманов
МиГ-29К, фото: РИА Новости

На авиасалоне МАКС-2011 16 августа выяснилось, что Минобороны отказывается закупать у РСК «МиГ» 24 самолета для авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Мало того что машина уступает по характеристикам более тяжелым Су-33, так еще выяснилось, что она имеет проблемы с бортовой электроникой. К тому же до сих пор неясно, почему самолет разбился два месяца назад на испытаниях в Ахтубинске — буквально развалился в воздухе во время сложного маневра.

Электроника корабельного «МиГа» изначально создавалась для поставок в Индию. Эта страна в 2004 году закупила у нас крейсер «Адмирал Горшков» и 29 самолетов. Выполнение этого контракта пока не завершено.

Западные комплектующие в родной «начинке» самолетов несовместимы с российским оборудованием. Поэтому для Министерства обороны РСК «МиГ» переоснастила самолеты российскими приборами — их качество и не устроило заказчика.

Военные говорят также о завышенной цене самолета.

На РСК «МиГ» рассчитывают до конца года доработать бортовую электронику и подписать контракт. «В противном случае предприятию грозит закрытие после выполнения индийского контракта», — считает замдиректора Института военного анализа Александр Храмчихин.

Единственно возможной альтернативой «МиГам» является истребитель Су-33 компании «Сухой». Его боеспособность 17 августа была подтверждена на учениях в Баренцевом море, во время которых два десятка Су-33 успешно сели на находящийся в открытом море крейсер «Адмирал Кузнецов» и вернулись на базу. К этой машине проявляет интерес и Китай, который пока не создал такой машины для своих авианосцев.

— МиГ-29 физически новее, поскольку Су-33 производился в 1990-х годах, а во всем остальном он уступает, — признает Храмчихин.

Проблема в том, что Су-33 уже четыре года не производится.

— Чтобы восстановить его производство в Комсомольске-на-Амуре или на другом заводе понадобится два-три года, — пояснил представитель Объединенной авиастроительной компании, в состав которой входят все российские авиазаводы и конструкторские бюро.

Переговоры Минобороны с РСК «МиГ» продолжаются, однако они затруднены еще одной проблемой. Два месяца назад во время испытаний разбился МиГ-29К в двухпилотном варианте («спарка»). Летчики-испытатели Александр Кружалин и Олег Спичка погибли.

Причины аварии до сих пор не установлены. По предварительным данным, у самолета отвалилась складывающаяся часть крыла, возможно, не выдержав перегрузок.