Мексиканский наркобарон признался в 1500 убийствах

Правительство Фелипе Кальдерона проигрывает войну наркокартелям
Кирилл Зубков
фото: REUTERS

Пойманный в минувшую пятницу на севере Мексики глава боевого подразделения наркокартеля «Хуарес» Хозе Антонио Акоста Эрнандес по прозвищу Эль Диего начал давать признательные показания. Если верить Эрнандесу, по его личным указаниям только в штате Чиуауа было убито 1500 человек.

Цифра внушительная, но для сегодняшней Мексики вполне реальная. По разным оценкам, жертвами войны с наркокартелями, объявленной президентом Фелипе Кальдероном в 2006 году, стало от 30 до 40 тыс. человек.

США, озабоченные растущим потоком наркотиков, прежде всего кокаина и каннабиса, через мексиканскую границу, предоставили кабинету Кальдерона фактический карт-бланш на применение любых методов в борьбе с наркотрафиком. Воспользовавшись этим, президент начал активно применять в борьбе с наркокартелями федеральную армию. Об эффективности этой меры специалисты спорят до сих пор.

— Мексиканскую муниципальную полицию, подчиняющуюся не Мехико, а губернаторам штатов, принято было обвинять в коррумпированности и сращивании с наркомафией, — заметила «Известиям» эксперт Института Латинской Америки РАН Юлия Визгунова. — Однако армия оказалась еще менее подготовленной к проведению специальных полицейских операций.

Мексиканская армия и флот сосредоточились, во-первых, на пресечении поставок крупных партий наркотиков в США и, во-вторых, на обнаружении и уничтожении посевов конопли и коки.

Первое привело к тому, что мексиканские наркокартели, до тех пор довольствовавшиеся транзитом наркотиков из Колумбии, научились синтезировать их сами. Сегодня значительную долю мексиканского экспорта составляет уже не кокаин и марихуана, а метамфетамин, псевдоэфедрин и другие синтетики с налаженных подпольных производств.

Уничтожение же силами армейской авиации плантаций конопли, зачастую являвшихся единственным источником дохода для окрестных крестьян, приводит ко все новым потокам нищей деревенской молодежи, всегда готовой вступить в ряды боевиков наркокартелей.

Именно таковыми была укомплектована банда «Ла Линеа», которой руководил Хозе Антонио Акоста Эрнандес. Костяк боевиков «Ла Линеа» составляли подростки 14–16 лет. Самому же атаману на момент ареста едва исполнилось 33 года, причем свою бандитскую карьеру Эль Диего начал 20 лет назад.

Арест Эрнандеса и разгром «Ла Линеа» приведет только к тому, что на месте одной группировки появятся несколько новых, более мелких и агрессивных, считает Юлия Визгунова.

— Все попытки обезглавить мексиканские наркокартели и их боевые отряды до сих пор приводили только к тому, что они размножались делением, — констатировала эксперт. — Если на момент начала «нарковойны» кабинета Фелипе Кальдерона в Мексике насчитывалось не более семи наркокартелей, поддерживавших между собой перемирие, то сегодня подобных структур в стране несколько десятков, и они находятся в состоянии перманентной войны как друг с другом, так и с правительственными силами.