Роберт Плант сделал Москве прививку кантри

Вокалист Led Zeppelin исполнил в России 18 песен — больше, чем на концертах в Европе
Александр Волков
Роберт Плант в Санкт-Петербурге, 28 июля, фото: ИТАР-ТАСС

При этом многие из композиций были неизвестны большинству публики, а другие опознавались с трудом. Дело в том, что, выпустив в 2007 году с вокалисткой Элисон Краусс и чудо-продюсером Ти Боуном Бернетом альбом Raising Sand (пять премий «Грэмми»), Плант увлекся корневой американской музыкой — кантри и блюграссом. Что в соединении с его блюзовым инстинктом дало мощный, но непривычный для российского слушателя результат — группу Band of Joy. А также одноименный альбом кавер-версий, который великий музыкант и представляет в ходе турне.

На разогреве у звезды выступил дуэт North Mississippi Allstars, рок-блюзовая программа которого соответствовала скорее легенде Планта, чем его нынешним интересам. Сам Роберт стартовал с цеппелиновской Black Dog, и стало окончательно ясно, что обычного Планта в этот вечер не будет. Вторая вещь — Down to the Sea с альбома Fate of Nation (1993), начавшись с аккордов акустической гитары, сорвала аплодисменты — публика узнала тему и поняла, что тяжелых риффов в этот вечер не услышит.

Далее последовала песня с альбома Band of Joy — украшенная звучанием банджо Angel Dance из репертуара Los Lobos. И еще композиция Led Zeppelin — Houses of the Holy, сделанная со слайд-гитарой. За ней прозвучала House of Cards из репертуара дуэта Ричарда и Линды Томсон. Вот так, мешая кавер-версии малоизвестных песен с вещами из своего репертуара, Плант и строил программу шоу.

Певец выступил в Москве меньше чем за месяц до своего 63-го дня рождения, и он выглядит на свои годы. Но это отличные 62. Роберт моложав и подтянут. Узкие джинсы, рубашка навыпуск, остроносые туфли, прическа — серьезная львиная грива, легкие и ритмичные движения. Привычки денди и секс-символа дают о себе знать — Плант, следуя привычкам молодости, картинно скрещивает ноги и, изящно наклонясь, опирается на микрофон как на трость.

Для Америки кантри — музыкальная вселенная, но России она неизвестна. Почти все музыканты Band of Joy из Нэшвилла, столицы этой музыки, и их работа на сцене оставила ощущение высочайшего класса и сыгранности. Голос Роберта — ясный, чистый на высоких нотах, но, конечно, не безоглядно рвущийся вверх, как в 1969-м, — теперь у него другие задачи.

Былые вокальные эскапады рок-вокалиста № 1 заменяет хор музыкантов группы, которым Роберт отдал и по сольному номеру. Somewhere Trouble Don't Go исполнил продюсер и гитарист Бадди Миллер (Роберт подыграл ему на губной гармошке). Бодрую A Satisfied Mind спел мультиинструменталист Даррел Скотт, а воздушный номер Ocean Of Tears — вокалистка Патти Гриффин. Ритм-секция — барабанщик Марко Джиовино и басист Байрон Хаус — добавила группе абсолютной уверенности.

В программу вошли по два номера с самых популярных дисков Led Zeppelin — II, III, IV и Physical Graffiti, несколько — из сольных работ Планта и Please Read The Letter. А вот часто исполняемую в ходе этого тура Rich Woman москвичи, увы, не услышали. Зато вообще впервые в этом составе Роберт спел Shine It All Around. Многих обрадовала Thank You с альбома Led Zeppelin-II (1969), все узнали исполненные на бис Bron-Y-Aur Stomp и Gallows Pole, добавившие концерту агрессии, но лучшим номером показалась песня Monkey — гипнотическая композиция инди-группы Low, выразившая плантовскую идею сплетения кантри, блюза, фолка и современного саунда.

Несмотря на мольбы из зала, Плант и не подумал исполнять свои популярные песни во главе со Stairway to Heaven — они были бы неуместны в этот вечер. А спетые вещи — не супербоевики, и в сборниках «лучшего» их нет. Под них и зажигалками не помашешь, хотя на верхних ярусах «Крокуса» несколько пар устроили зажигательный танцпол. Сегодня у Планта на первый план вышло не «что» спето, а «как».

И программа была принята благосклонно — в фойе лучше всего продавались CD и «винил» не классики Led Zeppelin, а Raising Sand и Band of Joy. А в разговорах расходившегося после концерта народа преобладала оценка: «Не супер, но очень хорошо». Для ломающей стереотипы программы это мнение было, пожалуй, объективным.