Инвесторы в Сочи обменяют свои миллиарды на миллионы государства

Сколько получат владельцы олимпийских спортивных объектов, сдавая их в аренду государству
Александра Пономарева
фото: ИТАР-ТАСС

Уже в ближайшие три года государство выделит деньги на аренду еще только строящихся олимпийских стадионов и лыжных трасс в Сочи — они будут потрачены во время проведения так называемых тестовых соревнований. Причем, это будет больше, чем могли бы заработать собственники, сдавая объекты на рыночных условиях.

На деньги частных инвесторов в Сочи построят семь спортивных объектов: совмещенный комплекс для соревнований по лыжным гонкам и биатлону (инвестор — «Газпром»), горнолыжный комплекс, сноуборд-парк и фристайл-парк («Роза Хутор» Владимира Потанина), комплекс трамплинов К-125, К-95 (ОАО «Красная Поляна»), малая ледовая арена (Уральская горно-металлургическая компания), ледовая арена для керлинга (инвестиционно-строительная компания «Славобласть»).

За использование стадионов во время Олимпиады и предолимпийских соревнований (чемпионатов мира, которые проводятся за год до игр) инвесторы деньги получить не могут — на это время объекты отдаются в безвозмездное пользование оргкомитету «Сочи-2014».

Возможность немного заработать у инвесторов есть во время тестовых соревнований, которые необходимо проводить по нормативам Международного олимпийского комитета (МОК). Максимально допустимые арендные ставки на днях опубликовало правительство. Так, при резервировании санно-бобслейной трассы нужно уложиться в 460 тыс. рублей в день, комплекса для проведения лыжных соревнований — в 220 тыс. рублей, комплекса трамплинов — в 420 тыс., ледового дворца — в 2,96 млн рублей.

Если сравнивать с ценами по рынку, то получается довольно дорого. Например, арендовать Ледовую арену в Лужниках в Москве на два дня стоит 700-800 тысяч рублей, говорит президент хоккейного клуба «Динамо» (Москва) Михаил Тюркин.

Учитывая, что каждое соревнование длится в среднем 3-4 дня, и на каждом стадионе их должно быть по два (кубки Европы и внутрироссийские первенства) много денег инвесторам не заработать. Так, даже если за использование горнолыжного центра, сноуборд-парка и фристай-центра будут платить по максимуму, то владельцы получат 14,4 млн рублей. При затратах на строительство, приближающихся к 50 млрд рублей, эта сумма выглядит смешно.

За эксплуатацию совмещенного комплекса для проведения соревнований по лыжным гонкам и биатлону (чья стоимость оценивается экспертами в 14,5 млрд рублей) владельцы получат 24 млн рублей. Комплекс трамплинов в Красной Поляне стоимостью в 3 млрд рублей при аренде их для соревнований по прыжкам с трамплина принесет инвесторам 3,4 млн рублей.

Неясны и постолимпийские перспективы объектов. Неизвестно, что будет происходить с ледовыми аренами. На сайте Оргкомитета скупо говорится, что это объекты сборно-разборного типа с возможностью демонтажа и переноса в другой город. Комплекс трамплинов на Красной поляне и трассы «Розы хутор» будут работать как туристические курорты.

Инвесторы «Розы Хутор», надеются, что уже через 15 лет курорт полностью окупится. Но у независимых экспертов другое мнение.

«Если в «Розе Хуто» будет очень хорошая загрузка, то годовая прибыль будет составлять $2-3 млн, все остальное будет идти на выплаты кредитов, поддержание оборудования и т.д. По самым грубым подсчетам, отбить затраты можно будет через 30-40 лет", считает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

При этом, будет ли курорт пользоваться популярностью - непонятно. Для стреднестатистического россиянина отдых в отеле, где номер, по предварительным оценкам, стоит $300 за ночь, слишком дорог. У иностранцев, особенно после Олимпиады, интерес к «Розе Хутор» будет, но главное не спугнуть их ценовой политикой, полагает Ломидзе.

Получается, что в конечном итоге, инвесторы не смогут вернуть вложения.

«Население Сочи – полмиллиона человек. В течение курортного сезона, который у нас не так долог, как, скажем, на Кипре, здесь много туристов, что дает шанс ожидать достаточного количества гостей при проведении спортивных и развлекательных мероприятий федерального и международного значения. Однако, окупаемости в прямом понимании этого слова, ожидать нельзя. Наши сограждане не так социально активны, как американцы, туристический поток Сочи не сравним с Афинами, а стоимость строительства зашкаливает за все разумные пределы», говорит генеральный директор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров.

Впрочем, Олимпиады не прибыльны во всем мире. В истории проведения олимпийских игр есть примеры, когда через два года после Олимпиады стадион был продан в три раза дешевле затрат на его строительство и это считается удачной сделкой. Так было в Канаде. Или же муниципалитет тратит десятки миллионов евро в год на содержание объектов Олимпийского назначения – например, в Греции.