«Трудно комментировать заявку города на чемпионат мира, поданную на тамильском языке»

Претендент на звание чемпиона мира по шахматам Борис Гельфанд рассказал «Известиям», где ему лучше играть матч с Анандом
Александр Шапиро
фото: МАЯК

— 31 июля истекает срок подачи заявок на место проведения матча за звание чемпиона мира по шахматам. Где его лучше провести — в Москве или Ченнае и насколько вообще серьезна заявка Индии?

— О серьезности намерений провести этот матч в России я конечно же знаю. Российская шахматная федерация подала заявку, проинформировав при этом участников. В Москве огромный опыт проведения соревнований высокого уровня. Знаю, что и Ананд будет не против, если матч пройдет в столице России. Тем более что он там неоднократно бывал и играл.

Об интересах индийского Ченная говорить сложно, потому как со мной никто не связывался ни из индийской федерации, ни из ФИДЕ. Просто удивительно, что заявление о подаче Индией заявки написано на тамильском языке и до сих пор не переведено на английский. А на днях уже должны определиться с местом проведения матча.

— Вы знаете, что Ченнай предлагает потратить на проведение матча в два с лишним раза больше, чем Москва ($2 млн и $4,5 млн)?

— Для начала хотелось бы увидеть официальную заявку Индии, подкрепленную финансовыми гарантиями. Трудно комментировать интервью политиков или их пресс-релизы на незнакомом языке. Я не уверен в финансовых гарантиях Ченная. У нас в Израиле тоже большой интерес к проведению матча, но финансовых гарантий и опыта тоже нет. На мой взгляд, наилучшим местом проведения будет Москва.

— Подготовку к главному вашему шахматному событию в жизни уже начали?

— Да, на днях вернулся с отдыха и потихоньку втягиваюсь в подготовительный процесс. Главное — к весне выйти на пик формы. Определился я и с тем, где буду играть при подготовке к матчу с Анандом. Приму участие в первенстве Европы среди клубов в конце сентября, а также в Мемориале Таля и турнире в Вейк-ан-Зее.

— В начале осени в Москве пройдет Мемориал, посвященный 100-летию со дня рождения Михаила Ботвинника, в котором примет участие Ананд. Будете пристально за ним следить?

— Знаю, что к этому турниру идет серьезная подготовка. Будут применены многие новинки, в том числе и для зрителей. Для детей планируется сеанс одновременной игры. Воочию наблюдать за ходом турнира не смогу. Поэтому буду следить по интернету, анализировать партии, пусть и по быстрым шахматам, но все равно уверен, что соревнование будет очень интересным и для самих участников, и для зрителей.

— Как вы оцениваете свои шансы в матче?

— Фаворитом будет считаться Вишванатан, но я считаю, что шансы у меня есть, и неплохие. Буду готовиться, чтобы сыграть достойно.

— После вашей победы в турнире претендентов ваши друзья подарили вам поездку в Лондон на матч вашего любимого футбольного клуба в финале Лиги чемпионов. Что они пообещали в качестве подарка, если выиграете матч за шахматную корону?

— Было очень приятно получить такой подарок. Пока с ними на эту тему не говорили, но они что-нибудь наверняка придумают. Осталось мне только выиграть.

— Согласны ли вы с недавним высказыванием Анатолия Карпова, что выступление сборной России на командном чемпионате мира — позор?

— Не стал бы столь же категоричен в оценках, хотя, бесспорно, четвертое место — не место сборной России.

— Почему сборная России проиграла чемпионат?

— Считаю, что все боялись ошибиться, а когда есть такая боязнь, обязательно что-то происходит. Я бы не стал сравнивать турнир нынешний с тем временем, когда цвета сборной СССР защищал сам Анатолий Евгеньевич. Тогда у сборной СССР не было достойных конкурентов.

Чемпионом стала команда Армении, и в целом ничего удивительного нет. В командных турнирах шахматисты этой страны в последнее время играют удачно. В Армении шахматисты — национальные герои. Вся страна ими гордится, отнюдь не случайно около 100 тыс. жителей посреди ночи приехали встречать шахматистов после победы на Олимпиаде в Турине. Спортсменов подобное вдохновляет на новые подвиги.