Пассажирский МС-21 утратил экономичность

На перспективах нового российского самолета может сказаться замена двигателей у Airbus и Boeing
Дмитрий Литовкин
фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Одна из главных особенностей будущего «российского самолета XXI века», на создание которого государство решило потратить 40 млрд, — заявленная высокая экономичность. По данным президента корпорации «Иркут» Алексея Федорова, самолет будет потреблять на 20–25% меньше топлива, чем его ближайшие конкуренты — Airbus 320 и Boeing 737.

Произойти это должно во многом благодаря новейшим двигателям PW1400 американской корпорации Pratt & Whitney, которые пока разрабатываются специально для МС-21.

— В цифрах это означает, что компания-эксплуатант может экономить на каждом самолете МС-21 до 45 млн рублей, — объяснил «Известиям» вице-президент Pratt & Whitney по новым двигателям Роберт Сайа.

Основное отличие этой силовой установки от предшественников — применение редуктора. Это устройство разрешает главное противоречие, существующее в современных авиационных двигателях: эффективная турбина должна вращаться быстро, а эффективный вентилятор — медленно. В редукторном двигателе каждый элемент работает на оптимальных оборотах, что обеспечивает более чем 20-процентную экономию топлива по сравнению с лучшими традиционными конструкциями.

Впрочем, как выяснили «Известия», соглашение «Иркута» и американской Pratt & Whitney не исключает поставки новых чудо-двигателей на другие самолеты. А если их получат Airbus 320 и Boeing 737, преимущество в энергоэффективности российского самолета перед зарубежными аналогами упадет с 20% до всего 7%. В этом случае выгода от покупки МС-21 будет не так существенна.

— На A320 и B737 машины приходится 40% авиаперевозок в стране. На подходе китайский конкурент — С919. Все это ставит серьезные барьеры перед российским самолетом. И для того чтобы убедить компании покупать российский лайнер, нужны будут серьезные аргументы, — поделился опасениями с «Известиями» эксперт Центра АСТ Константин Макиенко.

— Позиция авиаперевозчиков достаточно прозрачна — если вы выполняете свои обязательства, то это очень перспективный продукт, — говорит аналитик агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Надо понимать, что против нас играет временной фактор. И Airbus, и Boeing выведут в начале следующего десятилетия новые машины. Китайский С-919 будет играть против нас на рынках третьих стран. Пусть не по инновационности, но по цене точно. Поэтому начало выпуска МС-21 — это не только вызов для нашей авиапромышленности, но и для государства. Проверка его возможности кредитовать реальный сектор экономики.

Однако в «Иркуте» заверяют, что одним двигателем преимущества самолета не исчерпываются. По словам Федорова, МС-21 отличается от западных аналогов более совершенной аэродинамикой, отработанной специалистами инженерного центра корпорации «Иркут» и учеными ЦАГИ. В частности, на МС-21 будут ставить крыло большого удлинения и сверхкритического профиля. Такое крыло значительно тоньше и легче тех, которые используются сейчас, что улучшает аэродинамику самолета, снижает его массу и расход топлива.

— Чтобы усовершенствовать аэродинамику, установить «черное» (композитное, как у МС-21) крыло, новые системы и оборудование, расширить фюзеляж, нужно проектировать принципиально новый самолет. На это ни у Airbus, ни у Boeing сегодня нет ресурса. Принципиально новым самолетом они смогут заняться не раньше 2020 года, — уверен президент корпорации «Иркут».

Кроме того, программа МС-21 предусматривает создание целого семейства пассажирских самолетов на 150, 181 и 212 мест, которые можно будет адаптировать для полетов на расстояния от 3,5 до 7 тыс. км. Такие гибкие настройки позволят авиакомпаниям заказывать самолеты с нужной взлетной массой, ведь размер многих аэродромных платежей зависит от того, сколько весит самолет.

Новые возможности для авиакомпаний создает и выбранный конструкторами диаметр фюзеляжа. Он на 10–20 см больше, чем у существующих машин. Казалось бы, немного. Однако за счет более широкого прохода время посадки/высадки пассажиров сокращается на 30%.

По совокупности характеристик МС-21 рассчитывает занять до 10% рынка самого популярного в мире класса самолетов — узкофюзеляжных среднемагистральных лайнеров.

Пакет предварительных заказов уже достиг 150 машин.