Кубок России по футболу забрала себе «Россия 2»

Несмотря на то что телеаудитория российского футбола падает пятый год подряд
Евгений Мужиков
финал Кубка России, фото: ИТАР-ТАСС

Российские футбольные клубы вернулись с австро-германских сборов, в которых коротали почти месячный перерыв между двумя кругами нашего чемпионата. В воскресенье пройдут матчи 1/16 финала Кубка России. Это та стадия, когда в борьбу за трофей включаются команды премьер-лиги.

Российский футбольный союз (РФС) принял решение передать права на показ матчей Кубка телеканалу «Россия 2». Уже в воскресенье, 17 июля, будет показано три матча: в 12.00 «Луч» — «Крылья Советов», в 16.00 «Истра» — «Спартак» и в 18.00 «Химки» — «Зенит».

Таким образом, ВГТРК откусил у спутникового «НТВ-Плюс» еще один кусок большого футбольного пирога, вслед за национальным чемпионатом и английской премьер-лигой. Ход руководителей РФС понятен — они стремятся популяризировать умирающий, по сути, турнир, переведя его с платного эфирного канала на общедоступный. «Известия» уже сообщали о низкой посещаемости матчей Кубка, которая примерно в 16 раз ниже совокупной аудитории чемпионата России. Но едва ли телеаудитория сумеет возродить турнир и привлечь к нему внимание новых рекламодателей. Главное мерило добра и зла на ТВ — рейтинг. А он у нашего футбольного чемпионата невысок и, что самое неприятное, имеет тенденцию к снижению.

НТВ+ заплатило за право показа чемпионата России по футболу 2011/2012 года $60 млн. Сколько заплатило за показ "Россия 2" -- неизвестно, но многие источники утверждают, что ситуация 2008 года в этом плане изменилась несильно. Напомним, что тогда платный НТВ+ приобрел эксклюзивные права на показ российского футбола, но после возмущения футбольных болельщиков и вмешательства российского руководства право показывать чемпионат России получил и предшественник "России 2", телеканал "Спорт". Как утверждают эксперты, эта тенденция сохранилась, а трансляции Кубка России и матчей первой лиги РФС вручил "России 2" в нагрузку к трансляциям чемпионата.

За последние пять лет телеаудитория чемпионата России значительно сократилась (при том, что количество зрителей на трибунах остается почти неизменным). Если центральные матчи ЧР с участием топ-клубов в 2007 году смотрели в среднем 7,7 млн человек, то в 2010-м — 5 млн, а в нынешнем же году по итогам 16 туров средняя телеаудитория топ-матча российской премьер-лиги — 2,8 млн телезрителей. По данным аналитического агентства СК, падение телеаудитории чемпионата России составило 2,75 раза.

Кубок России на федеральных каналах пока в новинку, и замер ТВ-рейтингов еще только предстоит сделать. «Через год, помяните мое слово, Кубок будет лакомым кусочком для федеральных каналов», — считает президент Российского футбольного союза Сергей Фурсенко. Меньше двух недель назад титульным спонсором Кубка России по футболу стал производитель автомобильных покрышек Bridgestone, но соглашение рассчитано только на год и, по мнению наблюдателей, может рассматриваться как «пробная» попытка закрепиться на новом для себя российском футбольном рынке.

Однако, как сообщали «Известия», предыдущий титульный спонсор Кубка России — Rambler был не очень доволен итогами сотрудничества с РФС на Кубке России.

Главная проблема Кубка — российские клубы премьер-лиги зачастую рассматривают его как неприятную повинность и стараются избавиться от нее как можно быстрее. Например, в 2009 году из 16 команд высшего дивизиона 12 проиграли в первом же круге командам первого и второго эшелонов. В прошлом розыгрыше Кубка не пользовался большой популярностью даже финал, а большую зрительскую аудиторию (49 тыс. болельщиков на трибунах) собрал только матч «Спартак» — ЦСКА. В итоге зачастую далеко в турнире проходят «нерейтинговые» команды. Поэтому от матчей 17 июля очень много зависит для статуса Кубка — если команды премьер-лиги опять отнесутся к ним спустя рукава, значит, реанимация соревнования не получилась.