Россия и НАТО опять не договорились

Встреча постоянных представителей Североатлантического альянса закончилась безрезультатно
Анастасия Новикова, Игорь Являнский
фото: LifeNews

В Сочи состоялось заседание Совета Россия—НАТО. В международных кругах ожидали жесткого заявления Дмитрия Медведева по поводу военной операции НАТО в Ливии, но российский лидер предпочел оставить все разногласия с альянсом за закрытыми дверями. Все свои соображения по этому поводу президент высказал лично главе Североатлантического альянса Андерсу Фогу Расмуссену. Их переговоры тет-а-тет затянулись на 1,5 часа.

На расширенном заседании Расмуссен и Медведев выглядели весьма раздраженными, хотя и пытались скрыть свои чувства за общими фразами о пользе таких встреч.

— 30 стран либо имеют, либо пытаются приобрести ракетные технологии, — заявил Расмуссен. — Мы согласны, что важно развивать наше партнерство в сфере защиты от этой угрозы. Путем совместной работы мы сможем наметить новые пути развития и превратить их в реальность.

Вступительное слово Медведева было столь же оптимистичным и общим.

— Я думаю, что мы все в целом вдохновлены теми результатами, которые достигнуты. Как мне доложили, только что завершившееся заседание Совета Россия—НАТО было в целом вполне результативным, — сказал Медведев.

Лишь чуть позже, когда российский президент вновь взял слово, его тон стал менее примирительным. Он начал с замечаний по поводу последних событий в Ливии:

— Очевидно, что эта ситуация по сути проверка жизнью новой стратегической концепции НАТО. Мы практически одинаково смотрим на будущее Ливии, хотели бы видеть ее современным, демократичным и суверенным государством.

В чем расходится видение будущего Ливии, Медведев рассказал только участникам совета — для журналистов трансляцию самой интересной части выступления президента отключили. Впрочем, чуть позже, уже по итогам переговоров, все сказал Сергей Лавров.

— Мы считаем, что НАТО должно проводить свою операцию строго в рамках мандата ООН, а военная операция не должна затрагивать мирное население. У них другое мнение — они считают, что резолюция позволяет делать кому угодно и что угодно. В этом наша позиция и расходится, — невозмутимо заявил Лавров, стоя в полутора метрах от Расмуссена.

Не сошлись стороны во мнениях и в отношении ЕвроПРО.

«Альянс искусственно тормозит переговоры по ПРО», — сказал «Известиям» постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин перед началом переговоров. По его словам, на столе у натовцев лежат два российских предложения. Одно из них — создание единой системы ЕвроПРО на основе секторального принципа. Второе — интеграция двух систем ПРО. В ответ альянс предлагает нечто аморфное: организацию совместного центра по обмену информацией. И, что еще непонятнее, — некоего виртуального центра по оперативным вопросам.

— Это не будет секретом — не получилось договориться по секторальному подходу. НАТО говорит, что у них есть обязательства по взаимной обороне и альянс не может их никому делегировать, — признал министр иностранных дел Сергей Лавров.

Накануне встречи Рогозин отмечал, что гостям предстоит сделать выбор. Либо НАТО в течение года — до саммита альянса в Чикаго в мае 2012-го — договаривается с Россией по ПРО, либо Москва форсирует создание системы воздушно-космической обороны, наращивает ракетную группировку на западных границах и как крайняя мера выходит из СНВ-3.

Источники «Известий» в мидовских кругах утверждают: у наших военных есть эффективные ответы на размещение элементов американской ПРО в Польше. И даже на возможное задействование в этих целях сил США на территории Румынии и Болгарии. Но американцы (читай — и натовцы) готовы пойти дальше: направить к российским границам военные корабли, оснащенные системами ПРО. Откровенный сигнал — недавний рейд американского крейсера «Монтерей» к украинским берегам якобы для участия в совместных учениях «Си Бриз-2011». А это уже серьезно. Ожидается, что американский флот станет курсировать не только в Черном море, но и в северных морях, омывающих российские берега.

Потребуется адекватный ответ. Особенно на наших южных и западных рубежах. Например, ускоренное размещение в курортных зонах береговых мобильных противокорабельных ракетных комплексов «Рубеж». А это грозит новой гонкой вооружений.

После переговоров, по крайней мере, публично ничего подобного никто с российской стороны не говорил.

НАТО не согласилось и еще на одно условие России. Москва требует подписать юридически обязывающий документ, который будет гарантировать безопасность всех участников ПРО.

— В 1997 году Россия и НАТО приняли основополагающий акт, в котором мы обещали, что не будем использовать силу против друг друга. 16 членов НАТО уже подписали это соглашение. Уверен, что в итоге все 28 членов альянса так же подпишутся под тем же самым заявлением. Я не думаю, что нужны новые договоры, — парировал Расмуссен.

На этом заседание совета закончилось, не принеся заметных плодов. Участники совета выразили слабую надежду, что на следующей встрече, которая состоится в 2012 году в Чикаго, Россия и НАТО хотя бы смогут договориться о том, какова же будет конфигурация совместной ПРО в Европе, а конфликт в Ливии, наконец, будет исчерпан.