Бывший офицер СВР Потеев получил 25 лет за измену

Полковника признали виновным в предательстве - он сдал США разведчиков Чапман и Власенкова
Роман Ветров
фото: lifenews.ru

Московский окружной военный суд вынес заочный приговор полковнику Службы внешней разведки (СВР) Александру Потееву, обвиненному в госизмене и дезертирстве. Бывшего разведчика приговорили к 25 годам колонии, лишили звания и наград.

Потеев выдал ЦРУ сеть российских шпионов, нелегально работавших в США. Суд рассматривал дело в закрытом режиме - оно засекречено. Не было и самого обвиняемого, поскольку Потеев вместе с семьей сбежал в США.

По информации «Известий» полковник Потеев трудился в самом засекреченном подразделении Службы внешней разведки - он являлся заместителем руководителя управления "С" ("Спецопераций"), курирующего работу нелегальной резидентуры за рубежом. Доступ к информации в "С" имеют всего несколько человек, даже при докладах руководству всей службы имена разведчиков-нелегалов, как правило, не называются.

В июне прошлого года в США разразился шпионский скандал. Были арестовали десять человек, которых обвинили в шпионаже в пользу России. Одиннадцатому - канадскому гражданину Кристоферу Метсосу - удалось скрыться. Он показался на Кипре, но потом снова исчез.

Спустя месяц всю десятку раскрытых нелегалов обменяли на четырех осужденных за шпионаж российских граждан, в том числе ученого Игоря Сутягина. Среди арестованных в США нелегалов - представители как минимум трех поколений разведчиков. Герой Советского Союза Михаил Васенков проработал за границей многие десятилетия, а предпринимательница Анна Чапман только начинала свою карьеру нелегальной шпионки.

Дело получило огромный резонанс: с вернувшимися агентами встречался премьер-министр Владимир Путин и пел с ними песню "С чего начинается Родина". Несмотря на провал Анна Чапман сумела сделать карьеру телеведущей и фотомодели.

Высокопоставленные источники признали, что американцам выдал нелегалов предатель. Чуть позже стало известно его имя. Про самого Потеева известно немного. Он родился в 1952 году в Брестской области. Отец будущего разведчика - Николай Потеев - Герой Советского Союза, во время войны командовал ротой танков Т-34 на 1-м Прибалтийском фронте.

После службы в армии Александр Потеев поступил в органы госбезопасности - сначала в Минске, потом в Москве. Воевал в Афганистане в спецназе КГБ СССР, получил орден Красного Знамени. После окончания Института КГБ отправляется работать в США - сначала в советское посольство, а затем, в 1995 году, - в российское диппредставительство в Нью-Йорке.

Источники "Известий" в силовых структурах расходятся во мнении, когда американцы завербовали Потеева. По первой версии - еще во время работы в Нью-Йорке. По второй - уже в Москве, когда его дочь пыталась получить место в российском филиале американской корпорации. Любопытно, что прилетев из Америки, Потеев не стал проходить проверку на детекторе лжи. Возможно, слабые места Потеева американцам открыл предатель Сергей Третьяков, сдавший практически всех работавших разведчиков-"американистов". Третьяков был знаком с Потеевым по работе в Нью-Йорке.

В ходе закрытого судебного процесса над Потеевым были заслушаны показания раскрытых нелегалов. По словам Чапман, когда в начале 2010 года она приехала в США, первые месяцы прошли спокойно - девушка налаживала связи и выходила на нужных людей. Но уже в апреле 2010 в работу резидентуры вмешалась американская контразведка - Чапман передали фальшивый паспорт, который она должна была передать якобы по заданию Центра. Примерно в то же время Чапман обнаружила слежку, а позже была арестована. Анна Чапман заявила, что в в раскрытии сети виноват Потеев.

Перед бегством в США Потеев успел подготовить "запасной аэродром". Вся семья полковника через Белоруссию выехала в США, там оформив вид на жительство. Сразу после исчезновения Потеева в СВР был ужесточен подход к тем, чьи родственники находятся не в России. В служебные загранкомандировки не поехали достаточно высокопоставленные сотрудники, чьи дети учатся за границей, а именно за пределами стран СНГ. Кроме того, проверку на полиграфе прошли все, кто избежал ее после возвращения домой.