На ММКФ показали системную ошибку российской жизни

Новое поколение безнадежно, а старому надеяться не на что. Таков месседж фильма «БАгИ»
Сергей Уваров
фото: официальный сайт Московского Международного Кинофестиваля

В рамках Московского кинофестиваля стартовала программа «Перспективы», посвященная авторскому экспериментальному кино. В будущее интеллектуального кинематографа предлагается заглянуть посредством 13 фильмов, снятых в Литве, Иране, Румынии, Китае, Ливане, Южной Корее, Казахстане, США и других странах.

Россию представляет дебютант в игровом кино, режиссер Андрей Богатырев с фильмом «БАгИ». По жанру это чернушная трагикомедия, снятая в духе Кирилла Серебренникова и Валерии Гай Германики. Правда, без трясущейся камеры, столь любимой автором «Школы», и без экспрессивных матерных монологов a la «Изображая жертву». Однако более приятными и глянцевыми от этого «БАгИ» не становятся. Приговор обществу выглядит намного серьезнее — уже не как артхаусный снобизм, а как спокойная констатация факта. Новое поколение безнадежно, а старому надеяться не на что. Точка.

Действие фильма строится на параллельном развитии двух сюжетных линий. Первая — молодого человека, типичного «офисного планктона». Его жизнь течет размеренно и бессмысленно. Начальница-стерва постоянно орет, а единственная мечта парня — съездить с любимой девушкой на Бали. Но накопить на такой отдых с зарплаты ему не светит, любимая девушка ушла, а с новой пассией на Бали как-то не хочется. Вдруг объявляется бывшая возлюбленная, которая просит 7000 долларов на операцию бабушке. Юноша, не особо веря в успех предприятия, начинает искать деньги…

Одновременно деньги ищет муж этой самой бабушки, ветеран афганской войны. Ему при нищенской пенсии, автомобиле «Москвич» и квартире-хрущевке это сделать не менее сложно. О существовании друг друга юноша и пожилой мужчина не знают, но в конце фильма их пути пересекутся, дав совершенно неожиданную и шокирующую развязку. Последний кадр картины красноречив едва ли не больше, чем все предшествующее повествование: молодой человек, надев темные очки, стоит на фоне плаката с приторно-рекламным изображением райского пляжа.

Реализация пошлой мечты (да еще какой ценой!) не может принести счастья. Это иллюзия, самообман. А стремление к этой мечте — ошибка, и даже не конкретного человека, а всего поколения. Что-то вроде компьютерного сбоя, приводящего к невозможности работы программы. Впрочем, название фильма (баг — жаргонное словечко, означающее компьютерный сбой, системную ошибку) можно трактовать еще шире. Ошибка — вся наша российская жизнь, в которой врач вымогает деньги за операцию; ветеран-"афганец" не может их достать, даже распродав все свое имущество; молодежь занята бессмысленной и нелюбимой работой или толкает наркотики, а любовь — нечто столь же эфемерное и пошлое, как пальмы и голубое море на дешевом плакате.