Квачкова оправили в институт Сербского

Полковника оставили под стражей и отправили на психиатрическую экспертизу
Александр Литой
фото Эмина Калантарова

Лефортовский райсуд Москвы продлил срок ареста Владимира Квачкова до 23 октября. Заседание проходило за закрытыми дверями - дело о попытке государственного переворота засекречено. На процессе не было и самого «мятежного полковника» - Квачкова увезли на комплексную психиатрическую экспертизу в Институт им. Сербского, которая продлится минимум две недели. По словам представителей защиты Квачкова, вооруженный мятеж не вменялся в вину даже чеченским боевикам, так что судебной практики по этой уголовной статье практически нет.

Квачков был арестован 23 декабря 2010 года на следующий день после того, как Верховный суд утвердил решение присяжных, признавших Квачкова и его товарищей невиновными по делу о покушении на Анатолия Чубайса.

До «дела Чубайса» Квачков был известен лишь в военных кругах как один из специалистов по диверсионным операциям, он даже защитил по этой теме диссертацию. Оказавшись на скамье подсудимых, полковник ГРУ стал популярным радикальным национал-патриотическим лидером, организовал «Народное ополчение Минина и Пожарского».

Сейчас Квачкова обвиняют в подготовке вооруженного мятежа. Полковник и его соратники из "Народного ополчения" якобы подбивали солдат и офицеров россиской армии для совершения государственного переворота, а также, как считает следствие, планировли захватить с оружием в руках несколько воинских частей.

Вооужение ополченцев, конечно, оставляет желать лучшего. Изначально в деле фигурировали лишь два арбалета и ржавый макет автомата. Однако позже, в ходе серии обысков у соратников Квачкова в Санкт-Петербурге у 60-летнего бывшего милиционера Александра Киселева нашли огнестрельное оружие и взрывчатку. Киселева арестовали, и следствие считает его подельником Квачкова. Киселев отказывается от показаний.

Супруга Квачкова, Надежда, рассказала «Известиям», что не имеет возможности видиться с мужем, так как её «сделали свидетелем» по делу. Юрий Екишев, один из лидеров квачковского «Народного ополчения», заявил, что считает обвинение против Квачкова фантастическими – никакого мятежа «Народное ополчение» организовывать не собиралось. Новых обысков у его сторонников не проводилось, но их продолжают вызывать на допросы. Сторонники Квачкова считают, что аресты будут продолжены.

По словам адвоката Квачкова Оксаны Михалкиной, никаких аргументов за продление ареста ее клиента, помимо «исключительной важности дела», следствие не привело. Защита Квачкова считает, что психиатрическая экспертиза их подопечному была назначена с нарушением закона: адвокатам и подозреваемому не дали возможность заявить отвод специалистам-медикам, которые будут её проводить.

Среди сторонников Квачкова распространено убеждение, что нынешний арест – месть Чубайса. Однако один из лидеров партии «Правое дело» и многолетний соратник Анатолия Чубайса Леонид Гозман считает, что организация военного переворота «была абсолютно в логике мышления и действий этих людей».

«В целом, это пещерный расизм, наложенный на революционное самосознание. Это люди, полностью убежденные в своей правоте, в своем праве решать, кому жить, кому нет, - говорит Гозман. - В одной радиопередаче Квачков сказал мне, что у него лично ко мне претензии, в частности, за распятие Христа. На суде ребята из его группы поддержки окропляли меня, наверное, святой водой, и осеняли крестным знамением, видимо, чтобы я исчез".