Детская смертность в ДТП выросла почти на треть

В ГИБДД винят некачественные автокресла и халатность родителей. Соцопросы показывают, что они мало заботятся о безопасности
Мария Дмитриева

Больше половины российских детей ездят в автомобилях без удерживающих устройств. Только 23% россиян всегда пристегивают своих чад, а 77% ответили, что хотя бы раз в жизни возили ребенка без детского кресла. Такие данные опубликовал ВЦИОМ после проведенного в мае соцопроса.

Согласно статистике ГИБДД, с начала года, по сравнению с тем же периодом 2010 года, число погибших и пострадавших в автокатастрофах детей резко возросло: 106 погибших, 1641 пострадавших, что больше прошлогодних показателей на 27,7% и 6,6% соответственно. Полицейские считают, что смерти участились из-за халатности взрослых.

Дети -- самые уязвимые пассажиры. Весят они немного, поэтому при столкновениях сильнее ударяются. Да и вся автомобильная защита -- фронтальные и боковые подушки безопасности, ремни -- рассчитана исключительно на взрослых.

Половина раненых в московских ДТП детей попадают в НИИ «Детской неотложной хирургии и травматологии». В этой клинике накоплен большой опыт по лечению автодорожных травм. Специалисты института утверждают, что за четыре с половиной года существования закона о средствах защиты при перевозке детей, количество погибших при ДТП детей младшей возрастной группы уменьшилось. Но послеаварийная инвалидность остается на высоком уровне.

«В авариях дети получают особо тяжелые травмы, – говорит заместитель главврача НИИ «Детской неотложной хирургии и травматологии» Размик Кешишян, -- 20-25% детей, пострадавших в ДТП становятся инвалидами на всю жизнь».

В результате ДТП часто получают такие травмы, как перелом длинных трубчатых костей, травмы шейного отдела позвоночника и самые опасные – черепно-мозговые.

-- В нашей стране мало информации об автокреслах и о последствиях езды без них, отношение к ним формальное, -- считает медицинский психолог-консультант Ирина Попова. -- В авариях дети получают серьезные ушибы и переломы даже на небольшой скорости. Сломанную руку и ногу можно восстановить, а последствия черепно-мозговых травм бесследно не проходят. Бывает, у пострадавших в аварии начинаются проблемы с учебой, появляются головные боли, расторможенность в поведении или неадекватная реакция на происходящее.

Выбирать кресла нужно не по цвету и материалу, а по сертификату соответствия безопасности, которые помечены буквой «Е» или ECE-R44 с номером протокола испытаний. Большая часть удерживающих устройств, которые продаются в нашей стране, не соответствуют европейским стандартам безопасности.

-- Согласно таможенной статистике, поставка детских автокресел в нашей стране каждый месяц увеличивается, -- рассказывает Алексей Недорезов, бренд-менеджер одной из компаний, занимающихся детскими товарами. – Но, к сожалению, 70% из них некачественные.

Модели автокресел, не прошедшие испытаний и краш-тестов, во время аварии могут даже навредить ребенку. Стоят такие кресла 3-4 тысячи рублей, при том, что цены на качественные средства защиты могут достигать 50 тысяч рублей.

Специалист по автокреслам согласен с психологом и считает, что проблема безопасности детей в автомобиле связана с низкой пропагандой удерживающих устройств.

-- Мало кто знает, что бустер только приподнимает малолетнего пассажира, чтобы ремень безопасности не приходился на область шеи. Но он не обеспечивает безопасности ребенка. Защита от задне-боковых аварий, которые происходят чаще всего, у бустера отсутствует. Голова ребенка никак не зафиксирована и не защищена, при резком торможении, тем более при столкновении, ребенок не застрахован от получения черепно-мозговой травмы, – утверждает Алексей Недорезов.

Только 24,2% жителей страны знают, что с 12 лет можно перевозить ребенка без специального устройства. 27,5% -- «затрудняются ответить», а 12,2% считают, что с 10 лет. О том, что на переднем сиденье можно перевозить двенадцатилетнего пассажира знают только 21,3%, а 21,7% вообще затруднились ответить на этот вопрос. Закон о безопасности при перевозке детей с использованием удерживающих устройств работает уже пятый год.