Вертолетостроители ждут покупки «Мистралей»

Российские машины Ка-31 и Ка-52 дорабатывают под французские вертолетоносцы
Дмитрий Литовкин

Россия и Франция планируют подписать контракт на покупку 4 десантных вертолетоносцев типа «Мистраль» в самое ближайшее время, детали согласованы, сообщил "Известиям" источник в "Рособоронэкспорте".

Точную дату и место подписания документа он не назвал, однако не исключил, что это может случиться в ходе аэрокосмического салона "Ле-Бурже-2011" (в один из дней салона - 21 июня - во французской столице будет премьер Владимир Путин), либо чуть позже - на Военном-морском салоне в Санкт-Петербурге. Источник в правительстве, между тему, уже заявил, что в ходе визита во Францию соглашений по "Мистралю" подписано не будет.

Соглашение по "Мистралю" на общую сумму 1,2 млрд евро предполагает, что Москва получит 4 корабля. Два будут построены во Франции, еще два — на российских верфях по французской технологии.

Как сообщили «Известиям» в Минобороны, ожидается, что в день подписания контракта Ле-Бурже посетит и министр обороны Анатолий Сердюков — главный заказчик французских кораблей.

Вертолетоносцы типа «Мистраль» позиционируются как корабли «стратегической проекции силы». Они не имеют собственного вооружения, и их главная задача сводится к доставке в район боевых действий большого количества военнослужащих и техники, а также обеспечению их высадки с помощью десантных катеров и вертолетов. Параллельно с этим «Мистраль» способен координировать операцию за счет мощных средств разведки и боевого управления.

По своим размерам в ВМФ России он будет уступать только авианесущему крейсеру «Адмирал Кузнецов». Зато по возможностям даст фору любому. К примеру, французский вертолетоносец способен вместить механизированный (или танковый) полк со средствами усиления: 60 легких боевых бронированных машин либо 13 танков «Леклерк». Кроме того, он может доставить в любую точку мира 450 морских пехотинцев. А его главное тактическое преимущество — возможность высадить десант на любое необорудованное побережье, даже не подходя к берегу, для этого на борту корабля могут быть размещены 20 транспортных или ударных вертолетов, а в трюм-доке «спрятаны» четыре корабля на воздушной подушке.

— Одна из проблем до последнего времени, волновавших экспертов, была в том, что мы не были до конца уверены, согласится ли Франция продать вместе с кораблем свои боевые управляющие системы SENIT-9, а также в непонимании того, какие вертолеты будут базироваться на корабле, — рассказал «Известиям» глава Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Против поставки SENIT выступили французские военные, заявившие, что это национальное достояние, которое ни при каких обстоятельствах нельзя передавать кому- либо. Именно переговоры вокруг этой системы, по некоторым данным, стоили карьеры замглавкома ВМФ по вооружениям Николаю Борисову, который в ходе одного из этапов переговоров подписал «не те протоколы». В результате Москва рисковала получить «Мистраль» «пустым».

Также до недавнего времени не было ясности и по другому вопросу — какие вертолеты сядут на палубу корабля. В ноябре прошлого года, во время визита «Мистраля» в Санкт-Петербург, на его палубу сажали российские вертолеты двух типов: многоцелевой Ка-31 и ударный Ка-52. Оказалось, что Ка-31 не проходит по высоте в проем вертолетного трюма, а вертолету Ка-52 для базирования на «Мистрале» необходимо сделать складные лопасти. Также в интересах пограничных войск прорабатывался вопрос базирования на корабле вертолетов Ка-226Т.

В холдинге «Вертолеты России» «Известиям» заявили, что эти вопросы еще до конца не решены, но заверили, что могут обеспечить корабль необходимым количеством вертолетов.

Появление в российском ВМФ головного корабля типа «Мистраль» ожидается не раньше чем через год с момента подписания контракта. Первый корабль пойдет на Дальний Восток. Во всяком случае Минобороны уже провело там работы по изучению возможности базирования кораблей подобного типа. Там же, в Дальневосточном военном округе, сформирована первая эскадрилья ударных вертолетов Ка-52, летчики которой уже проходят переподготовку в Центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке.