Концерт для «чайников» с оркестром

В Москве открывается Конкурс Чайковского
Мария Бабалова
Триумфатор 1958 года Вэн Клайберн вновь приедет в Москву

14 июня открывается XIV Международный конкурс имени П.И. Чайковского, в просторечии "Чайник". Народная примета такова: если рабочие начинают гримировать фасад Большого зала столичной консерватории, а роль народной тропы к памятнику великому русскому композитору играет красная ковровая дорожка, значит, стартовал очередной турнир музыкантов с международным статусом. За подъем данного статуса в этом году взялся лично Валерий Гергиев.

На сей раз речь идет не о косметическом ремонте, а о полной реконструкции, как в прямом, так и переносном смысле. Будучи уверенным, что строители не успеют закончить работы в БЗК, Гергиев поделил конкурс между двумя городами. Пианисты и виолончелисты останутся в Москве, певцы и скрипачи отправятся в Санкт-Петербург. Несмотря на то, что БЗК уже готов, а «радищевское» путешествие вдвое увеличивает бюджетные затраты, раздвоение "Чайника" никто не отменил.

Конкурс родился в 1958 году как соревнование пианистов и скрипачей. Четыре года спустя к ним присоединились виолончелисты, а в 1966 году и вокалисты. Советскому государству нужно было пафосное, масштабное событие высокого искусства, и его организовали постановлением ЦК. Ни виолончель, ни скрипка, как известно, не являлись фаворитами творчества Чайковского. И традиционно считается, что баталии пианистов и певцов (кстати, всегда самые многочисленные) предназначены широкой публике, а тружеников смычка -- специалистам и близким родственникам соревнующихся.

Отечественные меломаны сразу полюбили конкурс, раз в четыре года становящийся для них «форточкой» в мир. Самые преданные поклонники даже берут на это время отпуск, так как прослушивания проходят и утром, и вечером. К сведению новичков - необходимо иметь с собой веер и бутылочку минеральной воды, так как в залах обычно безумно душно, удобную сумку для буклета, без которого не обойтись, и какую-нибудь пишущую принадлежность, дабы делать актуальные пометки.

Проблема посерьезнее - цены на билеты. Они - супротив традиции - просто заоблачные: до 1200 рублей. Обычно будущих звезд на первых турах можно было услышать бесплатно, а в финале - за сущие копейки.

Специфика любого конкурса такова, что обычно побеждает не самый талантливый, а самый выносливый, тот, у кого нервы крепче. При наличии, разумеется, достаточной профессиональной выучки. Но география лауреатства ранее была отработана четко. В основном на конкурсе всегда побеждали представители СССР (теперь России, что сути не меняет). Определенная доля наград уходила в страны соцлагеря.

Изредка с показным великодушием поощряли американцев. Политкорректный почин имел место на первом же конкурсе, где среди пианистов победил Вэн Клайберн. В 1990 году лауреатом стала суперпевица - также американка - Дебора Войт. За 53 года конкурс, конечно, открыл немало звезд, но, как правило, наиболее удачные международные карьеры делали впоследствии не чемпионы, а призеры "Чайника".

В этом году, как обещает председатель оргкомитета Валерий Гергиев, гражданство участника не будет иметь значения. Главное -- мера его таланта. Но, если изучить списки, понимаешь, что только у скрипачей и виолончелистов получится интернациональное соревнование. Среди пианистов и певцов доминируют наши. Нельзя не заметить конфузно малого числа американцев и европейцев - законодателей мировой музыкальной моды. Чтобы конкурс реально стал международным, стоило бы, наверное, подумать о введении квот на каждую страну - по олимпийскому принципу. Например, не более пяти человек в каждом разделе.

Нынешний конкурс -- это, по сути, российско-азиатский форум. Помимо большого количества россиян и представителей постсоветского пространства, значительный процент соревнующихся составляют музыканты из Китая, обеих Корей (в большинстве своем коммерческие студенты Московской консерватории) и Японии. По результатам предварительных прослушиваний, Валерий Гергиев приметил баритона Чимэда Энхтайвана, из такой экзотической страны для оперы, как Монголия. А победу среди женских голосов прочат молодой сопрано из Мариинского театра Ольге Пудовой.

Судя по числу поданных заявок (свыше 500), конкурс сохранил свою отличительную черту - гигантоманию. Хотя давно известно, что в искусстве марксистский тезис о переходе количества в качество не работает. В этом году проводился предварительный заочный отбор участников по видеокассетам. Раньше можно было присылать и аудиозаписи -- все-таки ведь не модельный конкурс.

Кстати, с процессом отбора связано немало казусов, уже вошедших в историю этого конкурса. Так однажды, отборщики не пропустили певицу, приславшую запись легендарной Ренаты Тебальди. И вовсе не за подлог. Элементарно - пение великой итальянки высокую комиссию не впечатлило. Или: не прошла на прошлогодний конкурс сопрано Екатерина Щербаченко, очень скоро ставшая не только солисткой Большого театра, но и триумфатором престижного конкурса, проводимого корпорацией «Би-Би-Си». В этом году не пустили на "Чайник" Андрея Коробейникова - пианиста, «засуженного», по всеобщему мнению ,на прошлом соревновании по формальному признаку – перебор времени выступления. Теперь талантливый музыкант, похоже, решил постебаться. Прислал запись, сделанную дома, в домашних тапочках. Рояль при этом украшал «унизительно-поощрительный» диплом, выданный ему за выступление на предыдущем конкурсе. Эту прикольную запись еще недавно можно было отыскать в Рунете.

Вообще решения жюри на конкурсе Чайковского зачастую становятся поводом для скандалов. Правда, в этот раз волевым усилием Валерия Гергиева профессура Московской консерватории, открыто лоббирующая своих воспитанников, не будет обильно представлена в жюри. Но за судейскими столиками обнаружатся их "полномочные представители". Например, в пианистическое жюри не входит профессор Сергей Доренский, зато среди судей - один из лучших его учеников Денис Мацуев.

Победителей будут определять четыре бригады арбитров, каждая по своей специальности. В составе жюри на этот раз как никогда много по-настоящему выдающихся музыкантов с мировыми именами. Но по инициативе Валерия Гергиева, председателей не будет, а будут «генеральные секретари", меняющиеся в каждом из трех туров. Глядишь, и правда Гран-при в 10 тысяч евро, а также прочие награды отдадут в достойные руки.