«Я бы не хотела проснуться и вдруг оказаться императрицей»

Светлана Дружинина — о том, почему не будет праздновать свое 80-летие, и о начале съемок четвертой части фильма про «Гардемаринов»
Анастасия Рогова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

16 декабря народная артистка России, режиссер и сценарист Светлана Дружинина отмечает 80-летие. День рождения совпал с другим знаменательным событием в ее жизни — режиссер приступает к работе над четвертой частью своих легендарных «Гардемаринов». В центре сюжета — начало Русско-турецкой войны 1787–1791 годов. В интервью «Известиям» Светлана Дружинина рассказала о том, почему в день рождения она всегда предпочитает работать.

— День рождения я не отмечаю, — не дожидаясь вопроса, заявила Светлана Дружинина. — Во-первых, у меня очень много работы, во-вторых, дни рождения на Руси вообще никогда не отмечали. Это был сугубо семейный, даже сакральный праздник. Справлялись именины, и вот я тоже собираю всех друзей и знакомых только на день ангела. А сегодня просто соберемся узким семейным кругом. Все мои дни рождения были связаны со съемками или со сдачей фильма, это же конец года. А работала я всегда, у меня не было пауз. Вообще работа в кино — это тяжелый труд.

— Кто исполнит основные роли в четвертой части «Гардемаринов»?

— Это всё те же, ставшие уже родными мне люди: Дмитрий Харатьян, Михаил Мамаев, Александр Домогаров. И, конечно же, Миша Боярский. Обязательно будет играть и Всеволод Шиловский, прекрасный актер. Конечно, они сильно изменились за эти годы, но тем и лучше — можно увидеть развитие их героев как личностей, увидеть, какими они стали. Но девиз остается прежним: «Жизнь — родине, честь — никому».

— А еще говорили об участии Димы Билана и Татьяны Навки. С ними уже есть договоренность?

— Пока не могу дать конкретный ответ. Понимаете, я ищу свежие лица. Ведь у Домогарова в «Гардемаринах III» тоже была фактически первая крупная роль в кино. В этот фильм мне нужны личности. Поэтому я и разыскиваю мощных людей. И Татьяна Навка — как раз такая. Ведь чтобы стать олимпийским чемпионом, надо иметь огромный внутренний заряд, столько вложить энергии, срасти. Татьяна — мощная личность, и она пробуется у нас на одну из ролей. Она сомневается, а я — нет. То же и с Биланом — у него потрясающие вокальные и актерские данные, а еще он и красив, как тысяча чертей! Кроме того, он не тот прыгунок, каким его привыкли видеть. У него ведь прекрасный оперный голос. Он тоже проходит пробы, и я надеюсь, что мы поработаем вместе.

— Будет ли играть Екатерину Кристина Орбакайте, уже исполнявшая роль молодой Екатерины — принцессы Фике?

— Она уже прошла пробы, и я ее вижу в этой роли. Мы обсуждаем картину, и, надеюсь, всё сложится.

— А кем все-таки больше будет Екатерина в новой части — женщиной или императрицей?

— Она должна сочетать в себе эти образы — куда деваться-то? Женщина всегда остается женщиной, но Екатерина как императрица должна еще решать и государственные вопросы. И ей надо было это совместить в себе: быть и женщиной хорошей, и императрицей достойной. Ведь что такое императрица? Это тяжелейшая ноша, безумная ответственность. Я бы вот не хотела проснуться завтра и вдруг оказаться императрицей. Путин не зря сказал, когда сравнивал Екатерину и Петра I: «Крови меньше, а дел больше». Вот вам женская сущность.

— Когда планируете начать съемки?

— Не могу сказать точно, но у меня очень мало времени. Это очень большая картина — бюджет запланирован в 360 млн рублей, причем только на период подготовки нужны 5 млн. Мы получили поддержку Фонда кино на питчинге, но решили еще и собирать средства от тех, кто болеет за наш проект с помощью краудфандинга. Подготовительный период очень большой — только вчера от меня уехал художник из Севастополя. Мы планировали, когда начинать шить костюмы. Несмотря на то что у нас есть свои неплохие запасники, всё равно надо создавать очень много костюмов. Несмотря на то что есть масса царских музейных интерьеров, таких как Грановитая палата, строить придется очень много. Так что начинать надо как можно скорее.