В отношении крупного российского автодилера «Квингруп», подконтрольного организатору энергоблокады Крыма Ленуру Ислямову, введена процедура внешнего управления. Компания задолжала Сбербанку 1 млрд рублей и около 0,5 млрд рублей другим кредиторам, в том числе иностранным поставщикам. Временный арбитражный управляющий «Квингруп» Роман Синченко рассказал «Известиям», что готовит документы для передачи в правоохранительные органы: он усматривает в компании признаки преднамеренного банкротства и считает, что владельцы могли сознательно выводить активы из России. В случае если следствие, изучив документы, придет к выводу о спланированных преступных действиях, в отношении руководства компании могут возбудить дело о преднамеренном банкротстве.
Имя Ленура Ислямова стал широко известно в связи с энергоблокадой Крыма, в результате которой десятки тысяч жителей полуострова остались без света и тепла. Ислямов был организатором подрыва ЛЭП, именно по его распоряжению аварийные службы Украины прекратили работы по восстановлению электроснабжения. А в эфире украинского телеканала он фактически призывал украинцев совершать теракты на границе с Крымом. Минировал опоры линий электропередач (ЛЭП) стрелок из батальона «Донбасс» Энвер Кутия.
Эту информацию экс-крымчанин Ленур Ислямов подтвердил пранкерам, которые представились депутатом Рады Антоном Геращенко и главой МВД Украины Арсеном Аваковым, передает телеканал LifeNews. После подрывов опор ЛЭП Ислямов сообщил пранкерам, что СБУ будет продвигать версию, что взрыв организовали российские диверсанты. Пранкеры отметили, что в разговоре с ними Ислямов сообщил о финансировании посольством Латвии крымских татар, «блокирующих» Крым.
«Он (Ислямов) сказал, что посольство Латвии финансирует деятельность крымских татар и что они (посольство) тратят по $1–2 тыс. в сутки на содержание примерно 500–600 человек «блокадников», — сообщили они.
Президент России Владимир Путин жестко раскритиковал реакцию на подрыв опор ЛЭП украинских властей. Глава государства заявил, что без молчаливого согласия Киева подрыв ЛЭП в Херсонской области не мог бы состояться, и подчеркнул, что заявления украинских властей противоречат их действиям в отношении жителей полуострова.
А 25 ноября ФСБ возбудила уголовное дело по факту взрыва опор по ч. 2 ст. 281 УК РФ («Диверсия»). Виновные по этой статье могут быть лишены свободы на 20 лет. Не исключено, что в организации подрыва будет обвинен Ислямов.
При этом в России в отношении Ислямова могут возбудить еще одно дело, но уже по экономической статье. Компания Ислямова и его семьи: «Квингруп» задолжала Сбербанку 1 млрд рублей и около 0,5 млрд рублей другим кредиторам. Внешний управляющий считает, что владельцы намерено довели компанию до банкротства и изначально не планировали возвращать заемные средства, выведя их за границу.
Еще в феврале 2014 года основной бизнес Ислямова был в России. В разное время он руководил либо контролировал более 35 компаний в Москве, Крыму, Вологодской, Воронежской, Ярославской и Липецкой областях. Семь из них, по данным СПАРК, на текущий момент до сих пор контролирует сам Ислямов, около десятка — его отец Эдем либо его жена. В числе его активов был Джаст Банк, у которого менее месяца назад отозвали лицензию. У Ислямова есть и медиаактивы. Он основал крымско-татарский телеканал ATR (его вещание в Крыму сейчас приостановлено), радиостанции «Мейдан» и «Лидер», а также интернет-порталы. Все они входят в его медийный холдинг «Атлант-СВ», базирующийся в Крыму и многие ресурсы до сих пор ведут деятельность. Компания Ислямова «СимСитиТранс» в свое время была крупнейшим пассажирским перевозчиком полуострова.
Компанию «Квингруп» была крупным дистрибутором автомобилей в России и Казахстане. Процедуру наблюдения в отношении «Квингруп», который в основном торгует китайскими автомобилями, ввел Арбитражный суд Московской области. Компания зарегистрирована в Красногорске. Причиной такого решения суда стали долги в 1,5 млрд рублей перед более чем десятью кредиторами, главным из которых является Сбербанк — ему дистрибутор задолжал 1,1 млрд рублей.
По данным «Известий», кредит был выдан еще до смены власти на Украине и входа Крыма в состав РФ. Согласно базе данных СПАРК, Ленур Ислямов до 2011 года владел 100% ООО «Квингруп», а после передал свою долю своей супруге Эльвире.
Временный арбитражный управляющий «Квингруп» Роман Синченко сообщил «Известиям», что усматривает в действиях руководства фирмы признаки преднамеренного банкротства, и рассказал о том, какую роль в этом мог играть «главный идеолог» блокады Крыма.
— По итогам анализа финансового состояния должника будет подано обращение в правоохранительные органы с заявлением о проведении проверки по факту преднамеренного банкротства, — рассказал Синченко «Известиям». — Вероятно, Ислямов, понимая осложнения своего положения в России, максимально содействовал выводу из России активов ООО «Квингруп» на протяжении второй половины 2014 года (после присоединения Крыма к РФ. — «Известия») и 2015 года.
При этом представители компании, по словам Синченко, на контакт не идут и необходимые для истребования долга документы не предоставляют.
— С момента введения наблюдения никто из сотрудников и владельцев компании не вышел с нами на контакт, даже после получения исполнительного листа от судебных приставов, — отметил Синченко. — То есть бухгалтерская и иная документация должника мне как временному управляющему не передана, что осложняет сбор информации о финансовом состоянии «Квингруп».
Одновременно до сих пор не удалось найти почти никакого имущества, которое можно обратить в деньги и направить на оплату долга: машины распроданы, офис компании закрыт, склады пусты либо давно переданы другим юрлицам, а директор и владелец скрылись. Тем не менее Синченко надеется, что если в России имущество «Квингруп» не найдется, к субсидиарной ответственности всё же удастся привлечь Эльвиру Ислямову и арестовать ее активы на Украине.
Основной кредитор «Квингруп» — Сбербанк, которому автодилер должен 1,1 млрд рублей по кредиту. В качестве обеспечения займа в документах компании указан залог автомобилей марок FAW и Skoda, находящихся на складах компании. Однако, как отмечает управляющий, эти машины исчезли.
Подвели Ислямовы и своих зарубежных партнеров. ООО «Лаксиджин Мотор», дочка крупнейшего тайваньского автопроизводителя «Юлон мотор», в 2014 году поставила «Квингруп» 207 машин марки «Лаксиджин» стоимостью 162,4 млн рублей. «Квингруп» попросила рассрочку: обещала оплатить сделку по мере продажи автомобилей. В «Лаксиджин» согласились, однако попросили банковскую гарантию, которую и выдал на 100% подконтрольный лично Ислямову Джаст Банк. А в начале ноября ЦБ РФ отозвал у этого банка лицензию за недостоверную отчетность. В результате китайская компания также не получила своих денег и теперь числится в списке кредиторов.
«Квингруп» перестала платить и налоги: ее задолженность перед Федеральной налоговой службой (ФНС) составляет 3 млн рублей из-за неуплаты НДС, налога на имущество и пеней по транспортному налогу.
Фирма Ислямовых также осталась должна еще двум банкам: банк «Еврокредит» не получил по кредиту 35,5 млн рублей, а АКБ «Азия Инвест Банк» — $2,8 млн. Во втором случае «Квингруп» поступил с Азия Инвест Банком так же, как и со Сбербанком: заложил машины марки FAW и запчасти на сумму $5 млн, которые впоследствии исчезли.
Арбитражный управляющий отметил, что и остальные фирмы семьи Ислямовых могут заставить расплачиваться по долгам «Квингруп».
— Если Ислямов будет привлечен к субсидиарной ответственности как лицо, контролирующее должника, то кредиторы получат возможность удовлетворить свои требования за счет других подконтрольных Ислямову активов, — пояснил Синченко.
Впрочем, бизнес-империя семьи Ислямовых в последний год не показывает успешных финансовых результатов — за последний отчетный 2014 год более десятка изученных «Известиями» фирм принесли более 700 млн рублей убытка. Несмотря на то что вышеуказанные компании, согласно СПАРК, ведут деятельность на территории РФ. «Известиям» не удалось связаться ни с одной из них — телефоны были либо не указаны, либо отключены.