Стив Шапиро: «Я по-прежнему предпочитаю черно-белую фотографию»

Легендарный американский фотограф — о съемках «Крестного отца» и о том, что нужно помнить, создавая шедевр
Евгения Коробкова
Фото: mcachicago.org

19 ноября в Санкт-Петербурге и 21 ноября в Светлановском зале Московского дома музыки состоится премьера нового для нашей страны формата музыкального шоу. «Крестный отец. Live in Concert» стартовал в декабре прошлого года в «Альберт-холле» и с тех пор колесит по Европе. Суть новинки в том, что на экране показываютполную оцифрованную HD-версию «Крестного отца», а музыкальные темы — исполняет живой симфонический оркестр. Знаменитые произведения композитора Нино Рота прозвучат как полноценное произведение и будут в реальном времени синхронизироваться с видеодорожкой фильма.

В преддверие премьеры корреспондент «Известий» вспоминала легендарный фильм Форда Копполы вместе с не менее легендарным фотографом Стивом Шапиро.

— Вы сами видели музыкальное шоу «Крестный отец»?

— Ну конечно, видел. Скажу честно, оно меня потрясло. Во-первых, сам фильм — шедевр, и лишний раз его пересмотреть дорогого стоит. А уж с живым оркестром — совершенно потрясающе. Симфонический звук определенно повышает градус удовольствия, дает возможность лучше прочувствовать атмосферу.

Вообще всё, что происходит с «Крестным отцом», — удивительно. Ведь у боссов студии не было особенных амбиций по поводу фильма. Думали, сделают такую простенькую гангстерскую историю — и всё.

— Вы ведь были фотографом на съемках, так?

— Совершенно точно. И не только «Крестного отца», если уж быть совсем точными.Я и на съемках «Великого Гэтсби» с Робертом Редфордом работал, и на других фильмах тоже. У меня около 200 голливудских картин. Я, можно сказать, специальный фотограф на съемках.

— Вот объясните мне, зачем на съемках фильма нужен фотограф. То, что на съемках нужен оператор, — это понятно. А фотограф-то к чему?

— О да! Многие на съемочной площадке так же точно и рассуждают. Всю дорогу, пока съемки идут, я — самое слабое звено. Болтается какой-то человек под ногами, отвлекает актеров, шумит, непонятно чем занимается... Но вот когда съемки завершаются... Вот тут-то я и беру реванш. То, что фотограф наделал, имеет принципиальное значение для промоушена и рекламных материалов. Что далеко за примером ходить: Paramount подсчитали, что $8 млн их дохода от «Великого Гэтсби» было заработано благодаря мне: это касается и качественных промо-материалов и, как следствие, побуждения людей пойти посмотреть фильм.

— Кстати, а почему именно вы стали официальным фотографом «Крестного отца»?

— Во-первых, к тому времени я уже работал со студией Paramount и им нравилось, что я делаю. А во-вторых, это самое важное, я сотрудничал с журналом Life. И еще когда съемки «Крестного отца» даже не начались, в Life мне гарантировали обложку. К слову, ни до, ни после Life таких гарантий никому не давал. Даже у Фрэнка Синатры обложки не было. А для меня — вот, сделали исключение.

— И что, Аль Пачино действительно такой писаный красавец?

— Аль Пачино — удивительный актер. Я бы сказал, в жизни он не столько красив, сколько уникален. Для любого актера важно иметь не столько красивую, сколько особенную внешность. У нас многие молодые стремятся выглядеть как Бред Питт. Они не понимают, что это никому не нужно. А что важно — так это иметь что-то свое, особенное. Нужно выделяться и запоминаться. И, конечно, Аль Пачино — именно такой.

— И еще — надо, чтобы камера любила...

— Ну... может, для операторов это справедливо. Но я не оператор, не знаю. Могу отвечать только за свои снимки. И мне кажется, моя камера всех любила. Не скажу, что кто-то получался лучше, а кто-то — хуже.

— Всех? Но ведь есть люди фотогеничные, а есть — нефотогеничные...

— Я не делю людей на фотогеничных и нефотогеничных. Любого можно сфотографировать так, чтобы получилось очень хорошо. В фотографии многое определяется освещением. Если фотограф использует вспышку, сразу становится заметна искусственность ситуации. Но если правильно организовать свет — всё будет отлично.

— Наша актриса Людмила Гурченко — очень придирчиво относилась к собственным фотографиям. Кто-то из актеров вредничал, глядя на ваши снимки?

— Да не только ваша Гурченко так себя вела. Наша Барбра Стрейзанд имела такую особенность: принимала фотографии, сделанные только с определенного ракурса. Любая, даже очень хорошая фотография, но сделанная чуть-чуть под другим углом, — отвергалась. Вообще-то все актеры знают, какой угол у них самый выигрышный, и могут подсказывать фотографу, как их лучше снимать. Это естественно. Но вот в «Крестном отце» были беспроблемные в этом отношении актеры.

— Много ли весило ваше оборудование в 1970-е?

— Много, но сколько точно — не скажу. Я ведь обычно носил с собой четыре камеры, правда, взвесить поклажу почему-то мне в голову не приходило... Конечно, с годами ноша становилась всё легче. Думаю, в будущем оборудование фотографа вообще ничего не будет весить. Все станут фотографировать на смартфоны.

— Вы же, насколько я помню, страшно критиковали появление цифровых фотоаппаратов, когда они только появились.

— Я долго сопротивлялся, но пару лет назад — сдался. Перешел на цифру. Не окончательно, конечно, не далее чем на прошлой неделе снимал на пленку. Но чего уж, я даже книгу готовлю сейчас, сделанную полностью на цифровую камеру. Книга о жизни сегодняшних хиппи. Называется Bliss — как это по-вашему? «Блаженство», да, наверное. Кстати, снимки там цветные.

— Как так! Вы же мастер черно-белых фотографий.

— Ну техника диктует свои правила. Тут уж никуда не деться, учитывая, что основа цифровой фотографии — использование цвета.