«Балет может менять мир к лучшему, делать его добрее и чище»

Борис Эйфман — о границе дозволенного при интерпретации классики и способности искусства танца объединять людей разных вероисповеданий и политических убеждений
Ольга Завьялова
Фото: Игорь Захаркин

14–16 декабря в Санкт-Петербурге пройдет IV Международный культурный форум. В качестве руководителя секции «Балет и танец» выступит худрук Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Борис Эйфман. В интервью «Известиям» балетмейстер рассказал, почему на одном из главных мероприятий секции было решено обсудить вопросы современного прочтения классики.

— Какое отражение в секции найдет ключевая тема форума — 70-летие ЮНЕСКО?

— Одно из приоритетных направлений деятельности ЮНЕСКО — сохранение культурных и духовных ценностей. Поэтому мы решили провести в рамках секции «Балет и танец» круглый стол «Классическое наследие — музей или театр»? Сегодня эта тема актуальна не только для балетного сообщества. Она волнует деятелей и драматического, и оперного театров. Как относиться к классическому наследию? Можно ли определить границу дозволенного в творческих экспериментах? Где заканчивается новаторство по отношению к классике и начинается то откровенное глумление, которое мы видим в некоторых театрах мира?

Я думаю, эта дискуссия привлечет внимание многих деятелей балета. С одной стороны, сегодня хореографический мир увлечен созданием современных спектаклей. С другой — наблюдается постоянное обращение к классике, и эту художественную задачу каждый хореограф решает по-своему. Есть, к примеру, Матс Эк и Мэтью Борн, радикально пересматривающие партитуры наших балетных композиторов — Чайковского, Прокофьева. Но мы также видим и попытки реставрации подлинного Петипа, например, в постановках Сергея Вихарева или Алексея Ратманского, который не так давно представил премьеру «Спящей красавицы» в Нью-Йорке и постарался воссоздать не только оригинальную хореографию, но и атмосферу спектакля XIX века.

На наш круглый стол приглашены хореографы, руководители театров, танцовщики. Согласилась приехать супруга Матса Эка Ана Лагуна, исполнительница главной партии в первой альтернативной версии «Жизели». Ана — муза и в каком-то смысле соавтор хореографа. Будет интересно узнать об эмоциях, вызванных в ней этой сценической работой. Мы также пригласили Диану Вишневу, участвующую, с одной стороны, в современных интерпретациях классических спектаклей, а с другой — танцующую Аврору в «Спящей красавице» Ратманского.

— Вы сказали о существовании границы дозволенного при обращении к классике. Где эта граница проходит?

— В душе художника. Эта граница определяется его образованием, воспитанием, моральным стержнем, а также отношением к великим предшественникам и зрителям. Знаменитый лозунг «Чем будем удивлять?» — очень коварный. Удивлять можно шедеврами, открытиями, достижениями. А можно — скандалами, провокациями. Я не готов брать на себя роль судьи. Затронутая проблема — довольно сложная. Каждый решает ее сам перед самим собой и, наверное, перед Богом. Потому что художники в какой-то степени — посланцы Бога на Земле. Зачем нам дается дар и во имя чего мы его используем — чтобы нести людям добро или зло? На эти важнейшие вопросы творческий человек должен ответить самостоятельно.

— Еще одна из тем секции — балет как средство объединения людей разных национальностей, вероисповеданий и политических убеждений. Считаете балет способным решать эти задачи?

— Балет — мощная сила. Конечно, это не оружие массового уничтожения. Наоборот, наше искусство — средство приобщения людей к духовным ценностям, объединяющим представителей разных культур, религий и политических убеждений. Сегодня многое разъединяет нас, погружает в атмосферу отчужденности, даже враждебности. Что может сблизить людей, если не искусство? Оно идет от сердца к сердцу и затрагивает эмоциональный мир человека, который неподвластен давлению пропаганды. Мы гастролируем во многих странах. За последние полгода побывали в Америке, Азии, Европе. Сейчас непростое время. Но на наших выступлениях залы всегда заполнены зрителями, а в конце мы неизменно слышим овацию. Люди получают от нас заряд позитивной эмоциональной энергии, которую затем уносят в свой повседневный мир. Я наблюдал это на последних гастролях театра в США. Многие зрители, относящиеся с осторожностью и даже с подозрительностью ко всему российскому, шли на спектакль с предубеждением. Но во время выступления труппы в зале возникало единое эмоциональное пространство, которое можно создать лишь с помощью высокого искусства. Прежде всего — балета, ведь он не признает языкового барьера и понятен каждому. Мы создаем свои спектакли в Петербурге и показываем их во всем мире. Поразительно, но факт: на разных континентах люди воспринимают наши постановки одинаково. Искусство танца имеет колоссальный объединительный потенциал, который необходимо развивать. Балет может менять мир к лучшему, делать его добрее и чище.

— В рамках форума также будет обсуждаться и 200-летие Петипа, которое предстоит отмечать в 2018 году.

— Мариус Петипа создал бессмертное классическое наследие, которое сегодня питает все театры мира. В первую очередь — Большой и Мариинский. Мы уже сейчас начинаем готовиться к юбилею великого мастера. Конечно, центром торжеств станет Мариинский театр, являющийся «домом» Мариуса Ивановича. Уверен, что будет разработана программа по возрождению имени Петипа. Он, конечно, вроде бы и не забыт. Но в то же время в Санкт-Петербурге до сих пор нет памятника Петипа! Это немыслимо.

Юбилей Петипа должен дать стимул развитию искусства танца в России. Надеюсь, будет подготовлена программа по сохранению и популяризации классического наследия, а также обеспечены условия для создания современного балетного репертуара. Сегодня в общественной жизни высокие ценности отошли на второй план. Кроме того, в нашем театральном сообществе мы чаще обсуждаем скандалы и конфликты, а не идеи, направленные на возрождение великих традиций отечественного искусства.

— В рамках форума состоятся экскурсии «Балетный Петербург». Есть планы создать потом такой туристический маршрут?

— Мы хотим разработать совместно со специалистами эксклюзивный маршрут, посвященный жизни и творческой деятельности выдающихся хореографов и танцовщиков — начиная от Дидло и заканчивая современниками. Эта идея буквально лежала на поверхности, однако почему-то никого, кроме нас, не заинтересовала. Сейчас мы в процессе подготовки сценария экскурсии. Известно, например, где жил Нижинский — на улице Моховой, рядом с нашей репетиционной базой. Но об этом знают лишь единицы. Хочется, чтобы в будущем новый маршрут стал визитной карточкой Петербурга и помог привлечь туристов в наш город.

— Почему решили показать в рамках форума спектакль «По ту сторону греха»?

— Сейчас завершается Год литературы, поэтому для программы форума был выбран спектакль, поставленный по роману Достоевского «Братья Карамазовы» на музыку Мусоргского и Рахманинова. Мы хотим показать, что литература имеет колоссальное влияние на балетное искусство. И наоборот: будучи переосмысленной с помощью пластики, она претерпевает удивительные метаморфозы. Слово превращается в жест, движение, а это совершенно другой язык — язык танца. Сочетание мудрости, заложенной в тексте, и живой эмоциональной энергии тела создает принципиально новое искусство. Кроме того, балет «По ту сторону греха» сегодня очень актуален по своей проблематике. В нем поднимаются темы нравственного кризиса и природы человеческой греховности, поиска веры и гармонии. Спектакль современен и по хореографии, и по мысли, однако при этом обращен к вечным ценностям.

— Каких результатов удалось добиться благодаря предыдущим форумам?

— В 2013 году мы обсуждали актуальные вопросы хореографического образования. Эта дискуссия совпала с открытием нашей Академии танца, что было довольно знаменательно. Мы, с одной стороны, рассматривали преимущества знаменитой русской классической системы балетного образования, созданной Вагановой. С другой — предлагали инновационные методы обучения детей хореографическому искусству. Сохраняя лучшие традиции, мы обязаны помнить о том, что наши воспитанники, вырастая, попадают в мировые балетные театры, в которых сегодня преобладает современный репертуар. Молодые танцовщики должны быть готовы стать соавторами хореографов и решать любые творческие задачи.

В этом году интересную программу предложит Академия русского балета имени Вагановой. С данной школой связано много великих имен и традиций, и коллеги расскажут о важности сохранения основ классического хореографического образования. А наша Академия танца покажет, что, бережно относясь к традициям, мы должны двигаться вперед, в XXI век, открывать новые пути развития балетного искусства и воспитывать универсальных артистов, обладающих особым мышлением и уникальными исполнительскими возможностями. Сосуществование двух академий в Петербурге — явление феноменальное. Наше прошлое, настоящее и будущее, гармонично дополняя друг друга, образуют единое целое. И это дает уверенность в том, что искусство балета будет развиваться.

На прошлогоднем форуме мы говорили о проблеме поддержки молодых хореографов. Сегодня во всем мире наблюдается дефицит высокопрофессиональных создателей балетных спектаклей, их единицы. В 2014 году на обсуждении присутствовало немало начинающих хореографов, студентов балетмейстерских отделений вузов. Получилась интересная и оживленная дискуссия. Но практический результат таких встреч не может проявиться мгновенно. Подобные мероприятия — скорее акция по привлечению внимания к конкретным проблемам, по пробуждению самосознания в молодых участниках хореографического процесса. И она обязательно принесет свои плоды.

— Работаете сейчас над новыми постановками?

— Сейчас я готовлю новую хореографическую версию балета «Чайковский», премьера которой состоится в начале следующего года. Кроме того, мы постоянно гастролируем. За этот год театр выступил во Франции, Америке, Канаде, Израиле, Бахрейне, Германии, Австрии и других странах. В настоящий момент продолжается большой тур труппы по Китаю. А в начале декабря мы отправимся в Турин, где покажем программу рождественского балетного сезона, в которую войдут наши спектакли «Анна Каренина» и «Евгений Онегин».

— Сказывается ли финансовый кризис на жизни труппы и Академии?

— Академия и театр — две юридически независимых структуры. Академия — государственное образовательное учреждение, которому выделяются средства по принципам финансирования средней профессиональной школы. Мы не жалуемся, но понятно, что речь идет об ограниченной субсидии. К тому же программа Академии не исчерпывается педагогическими задачами. Она подразумевает не только профессионально-образовательный компонент, но и важную социальную составляющую. Мы ищем таланты по всей России, заглядываем в самые отдаленные уголки страны. Находим одаренных воспитанников в многодетных и малообеспеченных семьях. Этих детей мы привозим в Петербург и принимаем на полный пансион. Одеваем воспитанников, кормим, учим, лечим за счет государства и спонсоров. На протяжении 11 лет родители не платят ни копейки. Мы даем детям профессию, которая позволит им прожить счастливую творческую жизнь.

Наша деятельность находит отклик у людей, занимающихся политикой, бизнесом. Это друзья Академии, ее попечители. Их поддержка нас очень вдохновляет.

У театра есть грант правительства, нас поддерживают городские власти. Кроме того, мы очень востребованы в мире. Интенсивно гастролируя, театр покрывает расходы, возникающие в процессе творческой деятельности. Ведь много денег тратится на техническое обеспечение спектаклей. Несмотря на то что у нас нет собственной сцены, мы, например, используем самое современное световое оборудование. Будучи, по сути, гастрольным театром, труппа показывает полнометражные спектакли со сложнейшими декорациями и множеством костюмов. Сегодня мы активно и успешно представляет в мире новое отечественное балетное искусство, доказывая, что в России не только хранят классическое наследие, но и создают конкурентоспособный оригинальный репертуар.

— Сейчас вы занимаетесь монтажом видео версии балета «По ту сторону греха». Планируете записать все спектакли труппы?

— Если хватит сил и средств. Мы не создаем экранные версии наших спектаклей кустарным способом, когда спектакль фиксируется вживую со всеми техническими огрехами, а специально арендуем сцену, формируем съемочную команду. Таким образом уже сняты «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Роден» и «По ту сторону греха». Монтаж DVD-версии спектакля — едва ли не самая мучительная процедура в моей жизни. Я все-таки хореограф, а не режиссер кино и веду очень активную творческую работу, сочиняя балеты, руководя театром. Но кроме меня никто с монтажом не справится, потому что только я знаю все пластические нюансы своих спектаклей. Так что я обречен этим заниматься. Нагрузка невыносимая: приходится сидеть в диком напряжении по 12 часов в день и безотрывно смотреть в монитор. В процессе работы ты видишь все ошибки — и собственные, и операторские, и актерские. Погружаешься в анализ недочетов, которые уже не исправить. Это тяжело и морально, и физически. Но одновременно и очень интересно. В детстве я мечтал стать кинорежиссером, и теперь эта мечта в какой-то степени реализовалась.

Главное, что в итоге мы выпускаем DVD-продукцию, имеющую успех у аудитории. Мы будем распространять эти диски среди зрителей. Многие из тех, кто живет на Дальнем Востоке или в Сибири, не имеют возможности увидеть наши спектакли на сцене. Но люди всегда смогут приобрести диск, посмотреть его дома и приобщиться к современному балетному искусству.