Школьников и студентов предлагают обучить противодействию терроризму

Депутат Госдумы просит ввести в программы всех учебных заведений новый образовательный предмет
Светлана Субботина, Андрей Савицкий
Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

Зампред комитета Госдумы по образованию Алена Аршинова просит министра образования Дмитрия Ливанова ввести в программы образовательных учреждений РФ курсы по антитеррористическому и антиэкстремистскому обучению. Она направила в Министерство образования соответствующее письмо (есть в распоряжении «Известий»).

— Считаю целесообразным ввести в школах, ссузах и вузах обязательный курс антитеррористического и антиэкстремистского образования, — заявила депутат.

Алена Аршинова уверена, что тех знаний, которые сейчас даются по этому вопросу в учреждениях образования, недостаточно.

«По имеющейся информации, в настоящее время этому вопросу посвящено всего две темы в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школах. А в ряде университетов тема, посвященная антитеррористическому и антиэкстремистскому образованию, рассматривается в рамках предмета «Безопасность жизнедеятельности», но в целом это носит несистемный и необязательный характер», — отмечается в письме, направленном Дмитрию Ливанову.

Алена Аршинова говорит, что если в министерстве идея найдет поддержку, то основой таких курсов могут стать уже разработанные рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений.

По ее словам, основой для такого курса могут стать разработанные Институтом социологии Российской академии наук совместно со Ставропольским государственным университетом в 2011 году три основных учебных спецкурса, посвященных основам противодействия терроризму, для учащихся школ, ссузов и вузов.

— На мой взгляд, система образования должна быть гибкой и оперативно реагировать на вызовы, которые стоят перед современной молодежью. Важно разъяснять природу таких явлений, как экстремизм и терроризм, а также вооружать учащихся инструментами и технологиями по противодействию современным явлениям, угрожающим их безопасности, — поясняет свою позицию Алена Аршинова. — Опасно, что в российском интернет-пространстве, в социальных сетях активно работают агитаторы, которые профессионально вербуют людей. Ярким примером вербовки можно назвать студентку философского факультета МГУ Варвару Караулову, которая пыталась сбежать в ряды так называемого «Исламского государства».

Эксперт всероссийского фонда «Образование» Олег Сергеев поддержал идею разработки и внедрения федеральной программы по профилактике экстремизма в общеобразовательных учреждениях.

— Это входит в прямую обязанность Министерства образования. Госдума уже предлагала, чтобы министерство организовало работу во всех общеобразовательных учреждениях по недопущению воздействия на учащихся экстремизма. Современная практика показывает, насколько это необходимо России. Уроками тут не обойтись, нужно разрабатывать целую программу и внедрять ее в уроки истории, философии, культуры, ОБЖ и во все профильные предметы, — считает Олег Сергеев. — Думаю, Госдуме нужно вернуться и к пересмотру федерального закона «Об образовании», в котором практически ничего не сказано о воспитании мировоззрения, поэтому вопрос этот очень сложный, — пояснил он.