Азиатское нашествие

Екатерина Кочетова

В условиях кризиса российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей падает. Продажи автомобилей, сократившиеся в 2014 году всего на 10,3%, за восемь месяцев текущего года сократились на треть (по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)). В таких условиях стабильным спросом у россиян продолжают пользоваться авто от азиатско-тихоокеанских производителей.

Всего за восемь месяцев этого года было куплено чуть более 1 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, в то время как за аналогичный период прошлого года — 1,5 млн. Среди иностранных марок лидируют «корейцы», падение продаж ударило по ним не так сильно, как по остальным. Например, у Hyundai спрос сократился на 11%, у Kia — на 16%. Для сравнения: спрос на автомобили Ford сократился на 43%, а на Chevrolet — так и вообще вдвое.

По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в России почти половина продаж приходится всего на 15 моделей автомобилей, 13 из которых «бюджетные» (их средняя цена не превышает 600 тыс. рублей). Наиболее популярным авто пока остается LADA Granta, на втором месте — Hyundai Solaris, третью строчку в рейтинге занимает KIA Rio. Совместно эти три модели занимают более 20% российского рынка. В топ-15 самых продаваемых авто входят и две модели, которые можно отнести к средней ценовой категории. Они также представлены азиатским производителем — это Toyota Camry (10-е место) и Toyota RAV4 (11-е место).

По словам директора агентства «АВТОСТАТ» Сергея Целикова, в течение 2015 года в целом сформировался тренд на сокращение модельных рядов легковых авто. «Если в прошлом году на российском рынке официально продавалось 388 моделей, то в этом году — лишь 366, — говорит Сергей Целиков. — Сейчас 50% рынка приходится всего на 15 моделей, в то время как в прошлом году половину рынка обеспечивала 21 модель. Производители концентрируют свое внимание на наиболее массовых моделях».

Время роста

Тем не менее «азиаты» и в кризисное время не собираются сбавлять темпы развития — об этом «Известиям» рассказали представители сразу нескольких компаний из Южной Кореи и Японии. Так, российские дилеры Hyundai в сентябре реализовали 15 тыс. автомобилей — всего на 1,9% меньше, чем годом ранее. «Основным бестселлером среди иномарок в России остается наш Solaris, — отметил Алексей Калицев, исполнительный директор Hyundai Motor в СНГ. — В августе мы праздновали продажу пятисоттысячного авто этой модели». Компания входит в четверку лидеров и в премиальном сегменте с автомобилями Genesis и EQUUS. Hyundai Genesis в прошлом сентябре даже установил рекорд продаж в России с момента выхода на рынок в мае 2014 года — своих обладателей нашли 118 автомобилей.

Успешным стал сентябрь и для компании KIA — этот автопроизводитель в сентябре реализовал 16 тыс. автомобилей — больше, чем во всех предыдущих месяцах 2015 года. «Прорыв» по продажам в сентябре совершила модель KIA Rio — таких седанов и хэтчбеков было продано на 70% больше, чем в сентябре предыдущего года. Кроме того, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, KIA стала лидером по продажам иномарок в России не только по итогам сентября, но и за первые три квартала текущего года. «В условиях кризиса KIA делает все возможное, чтобы поддержать спрос на свои автомобили и, в частности, на Rio, — рассказали в пресс-службе компании. — Существенно помогают в этом государственные инициативы по поддержке спроса, а также некоторые собственные программы. Например, в октябре стартовали программа скидок для выпускников вузов на наиболее популярные модели, программа лизинга для физических лиц, специальные ставки по кредитованию и страхованию для покупателей новых моделей (например, модели KIA Cee’d и KIA Quoris)».

В сентябре на 25% увеличились и продажи пикапа L200 японской марки Mitsubishi (всего был продан 381 автомобиль). Также растет популярность внедорожника Mitsubishi Outlander — в августе компания реализовала 2,2 тыс. таких моделей, что на 82% больше, чем в августе 2014 года.

Наконец, свои позиции на российском рынке в 2015 году существенно упрочила компания Toyota с моделями Camry, Land Cruiser Prado и Land Cruiser 200. В этом году наилучшие результаты продаж были у крайней из перечисленных моделей — она дважды била рекорды, а в марте и августе даже занимала больше половины рынка. Это фактически означает, что каждым вторым проданным автомобилем в сегменте внедорожников премиум-класса стал именно Land Cruiser 200.

Китай пока отстает

В отличие от южнокорейских и японских автопроизводителей дела китайских компаний обстоят далеко не так хорошо. В частности, за девять месяцев 2015 года на российском рынке было реализовано всего 26,5 тыс. автомобилей китайских брендов, что на 55% меньше, чем в прошлом году. Самыми популярными китайскими моделями стали кроссоверы Lifan X60, Chery Tiggo и Geely Emgrand Х7.

Ситуация с продажами несколько стабилизировалась в начале осени. «Для Geely в России, как и для многих автопроизводителей, первое полугодие этого года прошло в достаточно напряженном режиме, — говорит Игорь Овсянников, генеральный директор компании Geely в России. — Однако в третьем квартале компании удалось добиться устойчивого роста продаж, несмотря на общую отрицательную динамику рынка, что говорит о росте популярности марки Geely среди потребителей». Так, по итогам III квартала в России было реализовано 4,2 тыс. автомобилей Geely — на 12% больше, чем годом ранее.

Компании Chery в 2015 году повезло значительно меньше. По словам Евгении Никитены-Кацарской, руководителя пресс-службы представительства марки Chery в России, за девять месяцев 2015 года было продано «значительно меньше автомобилей, чем в прошлом году». Самой популярной моделью стал кроссовер Tiggo5 из линейки Ambition Line. Дела компании ухудшились не столько из-за кризиса, сколько из-за отсутствия государственной поддержки: у Chery есть производство в России, но компания не включена в программы утилизации и льготного кредитования автомобилей.

Кто на новеньких

Неожиданно в 2015 году рост продаж на российском рынке продемонстрировала не всем известная компания Brilliance, которая производит легковые автомобили на заводе в китайском городе Шэньян в провинции Ляонин. Эта компания уже была на российском рынке, но ей пришлось «уйти» во время кризиса 2008 года. О результатах возвращения в Россию говорить пока сложно: объемы продаж пока крайне малы — всего 760 машин за девять месяцев. Несмотря на это, на прошлой неделе стало известно (информация поступила из пресс-центра российского филиала), что в планах компании есть строительство завода на территории нашей страны. Руководство автопроизводителя высоко расценивает потенциал российского рынка и уверено, что экономическая ситуация в стране скоро стабилизируется. Brilliance надеется на то, что в связи с кризисом многие автомобильные компании покинут российский рынок, что откроет новые возможности для открытия дилерских центров на территории страны.

Чуть больше продаж еще у одного китайского «новичка» российского авторынка — компании DongFeng (809 автомобилей за девять месяцев). До конца года компания планирует реализовать в России порядка 1,3 тыс. автомобилей (ранее план продаж составлял 2 тыс. машин). «План формировался по умеренно-оптимистичному сценарию, но общая экономическая ситуация его сильно ухудшила, — пояснил г-н Ван Пэн, глава российского представительства DongFeng. — Существуют факторы, напрямую вроде бы не относящиеся к автомобильному рынку, но все равно влияющие на него. Тем не менее мы оптимистичны. В 2016 году у нас будет больше пространства для маневра, поскольку в два раза расширится наш модельный ряд. В настоящее время уже заканчивается сертификация кроссовера АХ7 и седана А30». Пока компания предлагает на российском рынке две модели — седан DFM S30 и хэтчбек DFM H30 Cross.

Самый плохой год?

Интересно, что 40% владельцев китайских автомобилей пересели на них с отечественных. Как показал опрос, 25% респондентов не видят для себя подходящего автомобиля на российском рынке и рассматривают для покупки только автомобили из Китая. При этом 33% опрошенных привлекла цена авто, 27% — их внешний вид и только 10% — особенности комплектации.

Толчком к покупке бюджетного автомобиля могут стать самые разные причины. Так, большая часть россиян задумывается о покупке нового авто только после поломки уже имеющегося. Второй причиной покупки бюджетного автомобиля является появление необходимости в нем, например, чтобы быть более мобильным. Реже наши соотечественники приобретают новое авто вследствие улучшения своего финансового положения (после устройства на новую работу или повышения). Несмотря на кризис, в списке причин значится и покупка нового бюджетного автомобиля просто из-за того, что надоел нынешний или вышла его новая модель. После покупки большинство россиян довольны своими бюджетными авто. В исследовании «АВТОСТАТа» указывается, что если оценивать этот показатель по 5-балльной шкале, то в среднем по стране он выше «четверки». Как правило, женщины довольны покупкой больше, чем мужчины. Это легко можно объяснить разницей в отношении к автомобилю: мужчины лучше разбираются в технике, им важно, чтобы средство передвижения работало безотказно. Женщины же часто довольны самим фактом дорогой покупки.

В нынешних экономических условиях потенциальные покупатели вынуждены пересматривать свои планы, касающиеся приобретения бюджетного автомобиля, даже если в начале года еще задумывались о такой покупке, это одна из основных особенностей спроса в бюджетном сегменте в 2015 году. «В октябре и ноябре ситуация на рынке может ухудшиться еще сильнее, — говорит Владимир Моженков, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). — Такой вывод сделан на основании текущего уровня контрактования в дилерских центрах. До конца года суммарно будет реализовано 1,55 млн новых автомобилей. Так, 2015-й станет самым плохим за последние пять лет годом для российского автомобильного рынка».