Депутат Госдумы Иван Сухарев (ЛДПР) направил мэру Москвы Сергею Собянину обращение (есть у «Известий»), в котором попросил объяснить экономические преференции, которые были предоставлены каршеринг-проекту итальянского холдинга General Invest — «Делимобиль». Действующий чуть более месяца в столице проект поминутной аренды автомобилей в преддверии запуска благодаря московским чиновникам получил значительную льготу на пользование парковочным пространством города.
За месяц до запуска проекта «Делимобиль» городские власти приняли постановление правительства Москвы от 19 августа 2015 года № 523-ПП, согласно которому автомобили, используемые для каршеринга, будут парковаться на городских платных парковках на льготных условиях — за 3 года возможности парковаться во всех парковочных зонах Москвы с одного автомобиля каршеринг-оператору необходимо будет уплатить лишь 60 тыс. рублей.
Как отметил в обращении Иван Сухарев, рядовой гражданин за годовое разрешение парковаться во всех городских зонах должен заплатить 250 тыс. рублей, а за 3 года — 750 тыс рублей, то есть в 12,5 раза больше, чем компания, которая занимается бизнесом и чья деятельность направлена на получение прибыли. Кроме того, эта льгота ставит иностранный бизнес в более выгодное положение, чем российских граждан, от льготы страдает и городской бюджет.
Так, только с первых 100 автомобилей, запущенных в аренду в середине сентября, за оплату парковки городской бюджет недополучит за 3 года 69 млн рублей, которые он мог бы получить, если бы парковка компанией оплачивалась на общих условиях. Более того, представители каршеринг-компании заявляли, что до конца года планируют расширить свой автопарк еще на 400 автомобилей и тогда можно будет говорить уже о сотнях миллионов рублей, недополученных бюджетом.
— Я попросил столичного мэра объяснить целесообразность предоставления каршеринг-компании этой льготы. На каких основаниях она была рассчитана, почему получилось именно 60 тыс. рублей, — рассказал Сухарев. — Планируется ли введение льгот на парковку для жителей?
Каршеринг-проект «Делимобиль», запущенный в середине сентября холдингом General Invest, позволяет любому желающему воспользоваться быстрой арендой автомобилей в пунктах проката, расположенных в разных частях города. Клиент платит лишь за фактическое время пользования автомобилем (8,9 руб./мин. — аренда, 1,5 руб./мин. — режим ожидания), все остальные траты, в том числе за парковку, берет на себя оператор.
Председатель совета директоров General Invest Винченцо Трани до запуска проекта говорил о далеко идущих планах — инвестировании в проект 6,5 млрд рублей и расширении автопарка до 10 тыс. автомобилей, которые должны будут предоставляться клиентам уже не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках.
Гендиректор компании «Делимобиль» Станислав Грошов рассказал «Известиям», что льготная стоимость парковки для одного автомобиля компании в 60 тыс. рублей за 3 года введена по решению столичных властей. При этом он отметил, что для такси в городе и вовсе создаются бесплатные специально оборудованные парковки. По его словам, компания «Делимобиль» не зашла бы на российский рынок, если бы не было скидки на паркинг.
— Конечно, без льготы этого не было бы, так как это экономически невыгодно. В таком случае это уже не бизнес, а благотворительность, — отметил Станислав Грошов.
По итогам 2014 года в Москве функционировали 400 бесплатных спецстоянок для такси, где запрещено парковаться обычным автомобилям. При этом каршеринг использует обычные платные парковочные места для граждан.
В департаменте транспорта Москвы «Известиям» сообщили, что любое юридическое лицо, зарегистрированное в РФ и предоставляющее услуги каршеринга, может подать документы для получения льготы, если автомобили компании-оператора соответствуют предъявляемым требованиям: длина — не более 450 см, ширина — не более 170 см, тип топлива — не ниже «Евро-4», автомобиль должен быть не старше одного года и оборудован системой ГЛОНАСС/GPS и рядом других технических устройств.
Таким образом, под требования столичных властей идеально подпали используемые в «Делимобиле» новые Huyndai Solaris, имеющие ширину ровно 170 см и длину до 4,5 м. Компании, которые захотят заняться каршерингом в Москве и закупать для этого, например, продукцию отечественного автопрома новые Lada Vesta, испытают некоторые сложности, так как ширина автомобиля чуть больше необходимой для получения льготы — 176,4 см. Не смогут получить льготу и российские автопрокатчики, обладающие автомобилями 2–3-летнего возраста.
— Одной из основных задач департамента транспорта является борьба с заторами на дорогах. Изучив опыт иных крупных городов в Европе и Азии по организации услуги каршеринга, мы убедились в положительном влиянии, которое она оказывает на снижение загруженности дорог. Согласно статистике, одни каршеринговый автомобиль заменяет 15 личных, — рассказали в пресс-службе департамента. — Ряд компаний проявили интерес к получению льготы — мы открыты к предложениям и проводим консультации о проекте. Ни одной компании не отдается предпочтений — мы рассматриваем все заявки на получение льгот. Условия для всех одинаковые.
Каким образом была определена стоимость парковки именно в 60 тыс. рублей за 3 года для автомобилей каршеринг-операторов, в департаменте транспорта Москвы пояснить не смогли, сказав лишь, что льгота была согласована с правительством Москвы.
По мнению президента Ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма в России «Аванти» Рахмана Янсукова, предоставление преференций для иностранных компаний в большем размере, чем для отечественного малого и среднего бизнеса, может быть стратегически неправильным решением.
— Правительству Москвы следует уделять внимание и приглашать к реализации проектов российских предпринимателей, бизнес-патриотов, — считает Рахман Янсуков. — Необходимо развиваться в рамках указов и посланий президента России Владимира Путина. Выгода для города от этого порой может быть больше, ведь российский малый и средний бизнес — это драйвер экономического роста.
По мнению координатора движения «Общество синих ведерок» Петра Шкуматова, в ситуации с предоставлением льготы по оплате парковок каршеринг-оператору налицо нарушение закона о конкуренции.
— Такие большие преференции одной компании противоречат закону о защите конкуренции, оставляя в проигрышной ситуации уже существующие российские компании. Я не понимаю, почему на это сквозь пальцы смотрит Федеральная антимонопольная служба. Инвестиции — это хорошо, но всё должно быть в разумных пределах и логически обоснованно, — считает Шкуматов. — Кроме того, с точки зрения той же логики, надо отметить, что в ПДД нет такого понятия, как «Делимобиль» или каршеринг, и поэтому факт сдачи такого большого числа паркомест частной компании на такой срок, получается, дает зеленый свет на аренду государственных дефицитных мест для парковки частным инвесторам. Что же в итоге останется самим гражданам и говорит ли это о том, что вся парковка в Москве может стать частной?
Председатель совета директоров фонда «Институт анализа политической инфраструктуры» и глава автопрокатной компании «ЛюксАвто» Евгений Туник считает, что целью Москвы в этом случае является получении еще одного городского перевозчика.
— Это новая услуга, и ее будущую популярность трудно предсказать. Чтобы каршеринг стал популярным, надо менять сознание людей, показать, что это удобно. Поэтому мы, остальные перевозчики, пока остаемся в стороне от этого вопроса, хотя такая значительная скидка и выглядит очень привлекательной. На сегодняшний же день закупленные 100 машин просто стоят, занимая место. Не скажу, что идея сразу вызвала ажиотаж у людей, — рассказал Евгений Туник. — При этом нужно отметить, что введение новой услуги еще больше усложняет и так непростой социальный вопрос — дефицит парковочных мест в центре города и в зонах у метро для самих граждан. Безусловно, это может отразиться на доверии населения городским властям, которое и так подорвано весьма болезненным вопросом парковок.
В середине рабочего дня 29 октября, согласно мобильному приложению «Делимобиль», через которое можно оформить аренду одного из 100 автомобилей компании, порядка 62–66 автомобилей в среднем были свободны для клиентов, то есть 2/3 машин столичного каршеринга долгое время стоят невостребованными, занимая парковочные места, в том числе на центральных платных парковках.
Как ранее писали «Известия», по данным столичного департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, с 1 января по 1 октября 2015 года за использование платных парковочных мест было получено 2,4 млрд рублей.