Министерство финансов ужесточило подход к наказанию за выпуск и оборот криптовалют. Ведомство Антона Силуанова разработало поправки в Уголовный кодекс, по которым нарушителей будут сажать в тюрьму на четыре года. Ранее Минфин предлагал более мягкое наказание за выпуск и оборот криптовалют — штраф до 500 тыс. рублей или исправительные работы сроком до двух лет. Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе Минфина. В Минэкономразвития, которое поддерживает эту инициативу, отметили, что законопроект Минфина будет внесен правительством в Госдуму в ближайшие месяцы.
В конце сентября Минфин предложил ввести уголовное наказание за выпуск и оборот криптовалют в России, считая их денежными суррогатами (запрещены законом «О Центральном банке»). УК предлагалось дополнить новой статьей «Оборот денежных суррогатов»: за изготовление, приобретение криптовалют в целях сбыта, а также за сбыт Минфин предлагал штраф в размере 500 тыс. рублей или в размере зарплаты, иных доходов осужденного за период до 2 лет, обязательные работы до 480 часов или исправительные работы сроком до 2 лет. Ведомство однозначно отнесло биткоины к денежным суррогатам, отождествив их оборот с незаконными финансовыми операциями.По словам источника в Минфине, теперь наказание за выпуск биткоинов решено ужесточить.
Возможно, к этому решению ведомство подтолкнули планы компаний по выпуску криптовалют. Qiwi в сентябре 2015 года объявила о разработке своего аналога биткоинов — битрублей. Как рассказали «Известиям» в пресс-службе компании, предполагается, что с 2016 года битрублями можно расплачиваться за услуги (например, за мобильную связь) через Qiwi-кошелек. Гендиректор и совладелец компании Сергей Солонин сообщил, что при запуске будет использоваться криптотехнология blockchain, на которой работает система Bitcoin.
Представители Центробанка в прошлом году отмечали, что считают биткоины денежными суррогатами. Но этим летом первый зампред ЦБ Георгий Лунтовский объявил, что «нельзя отвергать этот инструмент, возможно, за ним будущее». А в сентябре 2015 года зампред ЦБ Ольга Скоробогатова сообщила на форуме в Казани, что регулятор создал рабочую группу по изучению технологии blockchain с учетом международного опыта. Возможно, ЦБ проявил большую лояльность к биткоинам после того, как в 2015 году Банк Англии заявил о планах по созданию собственной цифровой валюты и сравнил появление биткоина с рождением интернета.
Но резко против криптовалют выступают силовики: например, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) заявляла, что биткоины среди прочих платежных систем активно используются наркомафией в торговле наркотиками. Как отметили представители службы, позиция ФСКН по данному вопросу не изменилась. Против криптовалют выступают Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел и Федеральная служба безопасности.
В 2014 году о своем намерении ввести штрафы за использование криптовалют заявляли депутаты от «Справедливой России».
— Криптовалюты ставят под угрозу финансовую стабильность и финансовый суверенитет России, — говорит депутат Госдумы Андрей Крутов. — Уже хватает неопределенности на бирже, и не нужно, чтобы, пользуясь такой ситуацией, люди пытались сохранить деньги в Bitcoin, а потом превращались в обманутых вкладчиков. Мы разработали свой законопроект о введении ответственности за использование криптовалюты, и на днях он будет официально внесен в Госдуму.
Источник, близкий к ЦБ, пояснил «Известиям», что окончательная позиция ЦБ прояснится по итогам анализа функционирования криптовалют рабочей группой ЦБ, в изучении этого вопроса принимает участие Росфинмониторинг. Близкий к этому ведомству источник отметил, что на повышенные риски оборота криптовалют указывает FATF (международная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — Financial Action Task Force, участницей которой является и Россия). По словам собеседника, FATF считает, что главные риски связаны с анонимностью операций с криптовалютами. Источник говорит, что во всех последних отчетах FATF говорится об этой проблеме.
Среди противников криптовалют и Минэкономразвития.
— По денежным суррогатам, в том числе криптовалютам, отсутствует обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты, — сказала «Известиям» Елена Лашкина, помощник министра экономического развития Алексея Улюкаева. — Операции по ним носят спекулятивный характер, осуществляются на так называемых виртуальных биржах и несут высокий риск значительного изменения их стоимости. Использование денежных суррогатов, в том числе криптовалют, сопряжено с высоким уровнем рисков, прежде всего в связи с их необеспеченностью активами, отсутствием единого регулирования выпуска и юридически обязанного по ним субъекта. Анонимный характер деятельности по выпуску денежных суррогатов, в том числе криптовалют, неограниченным кругом субъектов создает предпосылки для вовлечения граждан и компаний в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Елена Лашкина добавила, что использование денежных суррогатов, в том числе криптовалют, в качестве средства платежа и накопления может повлечь нарушение прав вовлеченных в их оборот добросовестных лиц, поскольку держатели денежных суррогатов ввиду их анонимности и виртуальности лишены возможности защиты своих интересов в судебном или административном порядке.
Председатель правления агентства «Финансовые инновации» Роман Прохоров (ранее возглавлял департамент национальной платежной системы ЦБ) указывает, что единственный шанс для легального оборота криптовалюты в России — установление четких правил их обращения с ликвидацией анонимности.
— Но если максимально приблизить правила обращения криптовалют к регулированию существующих инструментов, это значительно нивелирует преимущества криптовалют как удобного инструмента для пользователей, — отмечает Роман Прохоров.
Зампред Национального совета финансового рынка Александр Наумов уверен: риски использования криптовалют в незаконных операциях намного выше, когда они находятся под запретом, чем когда в обмен на ограниченную возможность использования биткоинов государство может получить контроль над транзакциями. Он считает, что ограниченное разрешение криптовалют в России серьезно снизит риски преступлений, связанных с их использованием.
Но главный аналитик Бинбанка Наталия Шилова предупреждает, что фактически криптовалюты не обеспечены вообще ничем (ни золотовалютными резервами, ни силой экономики определенной страны), то есть могут перерасти в классическую пирамиду без какой-либо ответственности за нее со стороны создателей.
По словам адвоката Нины Ереминой, с учетом позиций принимающих участие в обсуждении вопроса госорганов шансы на принятие поправок Минфина высокие.
— Нужно подчеркнуть, что прямой запрет на обращение криптовалюты, выпуск которой произведен вне территории России, в законе о ЦБ не установлен, — напоминает старший юрист компании «Юков и партнеры» Ирина Адамова. — До соответствующих изменений введение уголовной ответственности за оборот криптовалют видится преждевременным. Нарушителей следует наказывать по ст. 174 УК («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»).