За преступления в ОПК предлагают ужесточить уголовную ответственность

После скандалов и возбуждения уголовных дел при строительстве космодрома Восточный в Госдуме подготовили новые изменения в УК РФ
Дмитрий Рункевич, Елена Малай
Фото: Сергей Шахиджанян

Депутат Госдумы Евгений Федоров готовит проект закона о внесении изменений в Уголовный кодекс России, предусматривающих выделение в ряде статей в особый вид преступлений, связанные с государственным оборонным заказом и строительством и эксплуатацией стратегических объектов оборонно-промышленного комплекса, и ужесточение ответственности за них. Как отметил законодатель, мошенничества и кражи в этих сферах несут особую опасность, наносят непосредственный ущерб обороноспособности страны и нуждаются в особом подходе со стороны уголовного права.

Для борьбы с преступлениями на стратегических стройках и при исполнении гособоронзаказа парламентарий предлагает выделить их отдельными пунктами в ст. 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат», ст. 159 «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения», ст. 159.2 «Мошенничество при получении выплат с использованием своего служебного положения», ст. 160 «Присвоение или растрата, совершенная лицом с использованием своего служебного положения», ст. 201 «Злоупотребление полномочиями», ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств», ст. 285.2 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов», ст. 286 «Превышение должностных полномочий», ст. 290 «Получение взятки», ст. 291 «Дача взятки», ст. 291.1 «Посредничество во взяточничестве лицом с использованием своего служебного положения», ст. 304 «Провокация взятки или коммерческого подкупа», ст. 292 «Служебный подлог» и ст. 293 «Халатность».

Во всех этих статьях депутат предлагает особо прописать их применение именно в случаях, связанных со стратегическими стройками или гособоронзаказом, а наказания, предусмотренные за эти преступления, как штрафы, так и сроки, повысить в среднем на треть от максимально установленных на сегодняшний день.

— Мы все понимаем, что мошенничество и коррупция — это изначально негативные явления, но когда коррупция касается не только гражданских отраслей, но и безопасности и выживания российского государства, связана с оборонной тематикой, с теми статьями бюджета или расходов государства, которые напрямую обеспечивают его безопасность, то в этом случае, конечно, наказания должны быть выше, — отметил Евгений Федоров. — И мы сейчас обсуждаем текст поправок в статьи, регламентирующие ответственность за коррупционные преступления, который будет усиливать наказание за преступления в ходе строительства и эксплуатации объектов ОПК, а также при исполнении гособоронзаказа. Коррупционеры в области оборонно-промышленного заказа должны наказываться значительно серьезнее, чем за коррупцию во всех остальных отраслях — это должны быть серьезные уголовные сроки, где-то на 30–40% превышающие уже прописанную в этих статьях ответственность.

Тема ужесточения ответственности лиц, занятых гособоронзаказом и стратегическими стройками, стала обсуждаться после проверок и возбуждения уголовных дел на космодроме Восточный. В ходе проверок расходования средств на строительстве объекта, на который государство выделило порядка 300 млрд рублей, были обнаружены многочисленные нарушения и хищения сотен миллионов рублей. 14 октября вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, курирующий сферу ОПК, на совещании по строительству космодрома сообщил президенту Владимиру Путину, что в настоящее время по результатам проверок в производстве находятся 20 уголовных дел по признакам преступлений, которые связаны с присвоением, растратой и мошенничеством.

При этом данные преступления произошли на фоне следствия и суда над фигурантами дела «Оборонсервиса», где речь шла о мошеннических схемах на миллиарды рублей, в которых непосредственно были замешаны чиновники Министерства обороны РФ.

— Такие преступления действительно можно отнести к особо серьезным и приносящим большой урон государству, ведь это коррупция и воровство на объектах, которые нужны для обеспечения национальной безопасности всего государства, — отметил член комитета Госдумы по обороне Виктор Водолацкий. — И на объектах такой важности факты коррупции просто недопустимы. В данном случае справедливо будет закрепить в законодательстве и более значительное ужесточение сроков: от минимального срока тюремного заключения в 20 лет до максимального — пожизненное заключение.

Эксперт Национального антикоррупционного комитета и лидер движения «За честный рынок» Илья Хандриков рассказал «Известиям», что во многих странах мира оборонные проекты являются самой благоприятной областью для крупных коррупционных схем и Россия здесь мало чем отличается от других.

— У нас есть большое количество статей, регулирующих этот процесс, и множество организаций общественного контроля, работа которых, к сожалению, не может дать необходимых результатов. Наблюдатели либо завербованы коррупционерами, либо вопрос их присутствия решается на уровне генералитета, — рассказал Илья Хандриков. — Мне достоверно известно, что у нас на некоторых проектах размер откатов доходит до 80%, что часто становится одной из главнейших причин некачественного производства, исполнения задачи.